Туристический портал - Poxodnaya
Поиск по сайту

Автобус а1 белград аэропорт расписание. Аэропорт Белграда — чем заняться при длительной стыковке? Уличная еда в Сербии

Международный аэропорт имени Николы Теслы (Aerodrom Nikola Tesla Beograd) расположен в 18 километрах от столицы Сербии – Белграда, и в 12 километрах от главного железнодорожного вокзала города. Это не только основной аэропорт страны, но и самый загруженный из всех аэропортов на территории бывшей Югославии – помимо Сербии, ныне это Черногория, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония.

Белградский аэропорт делится на два терминала, соединенных между собой коридором, и является хабом, то есть узловым аэропортом, для национальной авиакомпании Сербии – Эйр Сербия (Air Serbia). Также Aerodrom Nikola Tesla Beograd используется таким популярным лоу-костером, как Визз Эйр (Wizz Air).

Официальный сайт аэропорта – www.beg.aero.

Из аэропорта в Белград

Если вы планируете добраться до города с помощью такси, то имейте в виду, что стоимость поездки определяется не расстоянием, а той зоной Белграда, в которую вам нужно. Их всего шесть. Цена может варьироваться от 14 до 60 евро. Более детально ознакомиться с расценками можно .

Важно: все расчеты в Сербии производятся в национальной валюте – динарах, которые легко можно обменять или в аэропорту, или, при наличии банковской карточки, в любом банкомате. Курс евро к динару примерно 1:120.

Если не брать во внимание услугу такси, то самый удобный и дешевый способ оказаться в центре Белграда это, конечно же, автобус. И тут есть два варианта.

Первый – городской автобус № 72. Билет обойдется в 89 динар, если покупать в киоске. Как и положено общественному транспорту, данный автобус делает много остановок на своем пути. Кроме того, он может быть переполнен, поэтому на комфортную поездку не стоит рассчитывать. Конечная остановка автобуса – центральный район города Зелени венац, возле овощного рынка. Подробнее о маршруте автобуса № 72 – http://www.eway.rs/en/cities/beograd/routes/72.

Чтобы найти самые дешевые авиабилеты в аэропорт Николы Теслы , лучше воспользоваться международным сервисом Skyscanner , который подберет для вас наиболее удачные варианты.

Второй вариант более предпочтительный. Это маленький шаттл-бас А1. И хотя поездка на нем обойдется дороже (в 300 динар), этот маршрут привлекателен тем, что по пути в Белград шаттл-бас делает всего три остановки: в новом районе города Фонтана, возле железнодорожного вокзала и на площади Славия, что в центральной части города. Автобус отправляется по расписанию, которое можно посмотреть .

Найти остановку А1 очень легко. На выходе из здания аэропорта поверните налево, и буквально через 10 шагов увидите остановку этого мини-баса с соответствующим стендом. Билеты можно купить у водителя. Время в дороге займет ориентировочно полчаса.

Прибывший в сербскую столицу Рус может растеряться и понапрасну отвалить таксистам кругленькую сумму. Я расскажу, как уменьшить урон, наносимый кошельку, немного разобравшись, как работает . А ещё о том, зачем нужно дружить с морскими котиками . Но обо всём по порядку.

Полноценное метро Белграду обещают аж с 1950-го года, однако до сих пор строительные амбиции воплотились всего-навсего в одной подземной станции. Так что городское семейство перевозочных по-прежнему представлено лишь автобусами, трамваями, троллейбусами и электричкой «Беовоз».

Кататься на них можно, оплачивая проезд:

— карточкой БусПлус (на 1, 3, 5 дней или пополняемой);
— у водителя (дороже в 2 раза);
— с помощью мобильного телефона с тарифом определённого оператора.

Сообразить, как добраться до нужного места, помогут прекрасные карты belgrademaps.com . На первый взгляд, схемы линий дневного и ночного транспорта кажутся устрашающими, словно сеть паука, объевшегося красителей . Однако стоит всмотреться и привыкнуть – и вы оцените замысел их создателя.

Страшноватый «паучок» линий транспорта. Стоит разобраться, становится удобным. Скриншот: belgrademaps.com

Я лично скачала «паутинку» в pdf-формате и теперь, когда приходится ехать куда-нибудь за тридевять остановок, просто высматриваю близлежащие линии. Некоторые предпочитают пользоваться умным сайтом planplus.rs , предлагающим уже готовенький маршрут, но мне кажется, иногда он плодит сущности без необходимости и сильно усложняет задачу. Короче, дело вкуса.

Ещё один вариант – приложение Moovit для телефона, на удивление хорошо «понимающее» общественный транспорт в Белграде. Просто внесите начальную и конечную точки поездки и следуйте указаниям искусственного логистического разума.

Зоны проезда

Чтобы упорядочить сбор денег с ездунов, Белград условно разделили на 4 зоны с соответствующими тарифами. Если не собираетесь далеко в пригород, достаточно оплатить проезд в первой и второй зоне (центр и спальные районы).

На сайте БусПлуса можно посмотреть, в какой зоне находится интересующее вас место, и прикинуть, сколько будет стоить добраться до него в общественном транспорте Белграда: https://www2.busplus.rs/lt/zone-tarifnog-sistema

Как оплачивать проезд в транспорте

1) У водителя

150 динаров (зоны 1+2), 300 динаров (зоны 1+2+3), 400 динаров (1+2+3+4).

Вариант, подходящий, если вы впервые стоите с открытым ртом на выходе из белградского аэропорта. Или если внезапно выбежали из дома в пижаме, запрыгнули в подошедший автобус, а в складках штанишек завалялось аккурат 150 динаров.

Только в этих случаях подобное расточительство оправдано. Во всех остальных существует проездная карточка БусПлус , по которой одна поездка может обойтись всего в 89 динаров (дальше подробнее).

Если у водителя билета внезапно не оказалось, с чистой совестью садимся и едем – контролёр не имеет права выписать штраф.

От аэропорта до города идут автобусы № 72 (последняя остановка – Зелени венац) и A1 (до площади Славия). И вот там-то как раз можно и нужно приобрести проездной.

2) Временный проездной на 1, 3 или 5 дней – «дневна картица»

Для всех типов проездного БусПлус действительно следующее: купить его можно в любом киоске, а пользоваться – на любом виде транспорте с 4 утра до 24 часов . Ровно в полночь он превратится в тыкву, а вас в трамвае обилетят по двойному тарифу (150 динаров за первые две зоны, 300 – за оставшиеся). Кроме того, отдельно придётся расплачиваться за покатушки в микроавтобусе с буквой «Е» на лобовом стекле – аналоге нашей маршрутки.

Энергичному туристу или бедолаге, которому предстоит побегать по разным бюрократическим инстанциям, рекомендуется приобрести безлимитный проездной , действительный 1, 3 или 5 дней (больше вариантов нет). Для этого нужно просунуть голову в окошко и попросить:

— Еднодневну/тродневну/петодневну Бусплус-картицу, молим вас.

Продавец будет покорён вашим знанием сербского и выдаст синий бумажный прямоугольничек, за который вы заплатите 40 динаров (сама карточка) плюс:

Как вы уже, вероятно, поняли, с этим прямоугольничком вы сможете кататься по городу, сколько душе угодно, без ограничений по пересадкам (не забываем – кроме как ночью и на маршрутках). Действие карточки в общественном транспорте Белграда начинается с момента покупки. Несмотря на то что за всё «уплочено», при входе её следует прикладывать к валидатору.

3) Пополняемый неименной проездной – «неперсонализована картица»

Пластиковый БусПлус, работающий по принципу электронного кошелька – сколько денег, столько и песен. Сама карточка стоит в киоске 250 динаров , живёт 3 года , а пополнять её можно на любую сумму (не более 2500 за раз и, максимум, 5000 динаров в общей сложности на карточке).

Заходите, прикладываете карту к валидатору, с неё списывается 89 динаров за 1 поездку. Причём, после писка валидатора у вас будет ровно 90 минут на всевозможные пересадки и покатушки. Правда, каждый раз надо снова «пропикивать» карточку, входя в транспорт.

ЛАЙФХАК : если пополнить карточку сразу не менее, чем на 1000 динаров, вы получите бонусом ещё 100 на проездной. Вообще, для такого бонуса должно быть достаточно и 900 динаров, но у меня последние 3 раза с ними ничего не выходило, а вот с тысячей осечек никогда не было.

89 динаров, скорее всего, хватит для ваших обычных поездок, а для вылазок в пригороды есть свои тарифы:

Зона Цена (за 90 минут)
1 и 2 89 динаров
3 89 динаров
4 89 динаров
1, 2, 3 179 динаров
1, 2, 3, 4 269 динаров
3 и 4 179 динаров

Кстати, этим проездным можно заплатить сразу за нескольких людей , ткнув в надпись на валидаторе «Grupna karta» и выбрав количество (максимум, 5).

4) Именной проездной – «персонализована картица»

Волшебный кусочек пластика с фотографией, который могут получить как сербы, так и иностранцы с временным или постоянным ВНЖ. На эту карточку нужно регулярно закидывать фиксированную сумму, оплачивая себе любимому дневную «безлимитку».

Маршировать с деньгами к киоску официально разрешено с 25 по 30/31 число месяца (для оплаты на целый следующий) или с 1 по 24 (для оплаты проезда в текущем месяце). Если вы решите – гулять так гулять – и заплатите за целый год вперёд, то получите ещё один бонус от БусПлуса – скидку в размере месячной стоимости проездного . То есть, в результате, заплатите не за 12, а за 11 месяцев.

Вот стоимость именных проездных для общественного транспорта Белграда в 2019 году:

ЗОНА
Категория Период 1 1 и 2 1,2,3 1,2,3,4 3 3 и 4 4
Работающие сербы; иностранцы с ВНЖ месяц 2.990 3.275 3.890 4.990 3.275 3.890 3.275
365 дней 32.890 36.025 42.790 54.890 36.025 42.790 36.025
Неработающие сербы, учащиеся и прочие льготники месяц 1.090 1.120 1.410 1.730 1.120 1.410 1.120
365 дней 11.990 12.320 15.510 19.030 12.320 15.510 12.320

А лица старше 65 лет платят за безлимитный проезд во всех зонах 407 динаров в год . Видеть это любо, лепо, отрадно.

Чтобы иностранцу оформить именной проездной, нужно :

  • прийти в офис организации ГСП с паспортом, его копией,
  • сказать: «сы-ы-ыр» в фотокамеру тамошнего работника;
  • заполнить стандартное заявление и подписать согласие на обработку персональных данных.

5) С помощью мобильного телефона

Если вы приобрели симку оператора МТС (не российского, а местного – Мобилна телефонија Србије ), ваш телефон работает на Андроиде не старше версии 4.4 и поддерживает технологию NFC, скачайте приложение mts centar . Когда понадобится оплатить проезд в автобусе в Белграде, выберите опцию Bus Plus и купите билет.

Причём сделать это можно ещё до прибытия автобуса. А вот на входе обязательно прислоните мобильник задней стороной к валидатору. Когда к вам подойдёт контролёр, отдайте покажите ему телефон, чтобы он удостоверился: вы – честный гражданин, билетик купили.

Как узнать, когда придёт автобус

Дожидаясь автобус (трамвай, троллейбус), осмотритесь – где-то рядом на столбе притулилась небольшая красно-бело-синяя табличка, покрытая таинственными сербскими письменами . Догадливому путнику они раскроют название остановки и номера линий общественного транспорта Белграда, проходящих мимо.

Цифровой код, отправленный с мобильного телефона, подскажет, как скоро этот самый транспорт подъедет (со счёта снимут примерно 3 динара, кошмар). Начало и конец кода всегда одинаковы, а меняющаяся часть – порядковый номер остановки:

*011*523# номер остановки – 523

На запрос придёт смска, в которой будет указано, сколько какому транспорту осталось до вас. Например, 23 – 2;12 означает, что приближаются два автобуса № 23, один в двух остановках отсюда, а второй – в двенадцати.

Ложка дёгтя: иногда автобусы в Белграде начинают жить своей жизнью и обманывать электронную оповещалку.

Пробиваем билет


Покормленный электронным образом валидатор зелен и миролюбив

Чтобы проезд считался оплаченным, нужно приложить Бусплус-карточку к валидатору на входе в транспорт и убедиться, что он радостно мигнул зелёным светом. Некоторые устройства выглядят чуть иначе, и проездной прикладывается не на экран, а на чёрное поле под ним.

Если вдруг вы забыли кинуть деньги на карту, искусственный интеллект, живущий в валидаторе, злобно засверкает красным , громко и презрительно оповестит о вашем нищебродстве весь автобус (немате довольно кредита — срб), а из-под сидений высунутся пулемёты и расстреляют на месте вам останется выйти и пополнить БусПлус в киоске или гадать, не застукает ли контролёр.


Ладно, эта рожа на экране не появляется. Но волны электромагнитного презрения от валидатора так и прут

У валидатора имеется и светлая, заботливая сторона: в правом верхнем углу экрана висит крохотная схемка. При касании открывается список всех остановок по маршруту в правильном порядке, а та, где автобус находится сейчас, будет подсвечена. Полезно.

Крадущийся контролёр, затаившийся заяц

В России контролёр – обычно монументальная тётенька , оранжевой жилеткой, габаритами, суровым выражением лица, – всем своим видом царящая в салоне. Его она не покидает до конца смены, а входящих пассажиров обилечивает величественным взмахом руки, не вставая с трона. Не заметить её невозможно, избегнуть её нереально, ей надо лишь покориться и со вздохом отдать дань.

Совсем другое – контролёры сербские , свою стратегию позаимствовавшие, вероятно, у «морских котиков» . Действуют они группами по 2-3 человека, в автобусе постоянно не находятся, а выборочно устраивают рейды на популярных линиях.

Рядовой белградский контролёр неотличим от обычного горожанина: если раньше они для форсу помахивали ручными аппаратами-проверяльцами билетов, то теперь стали коварней и машинки эти прячут за пазуху. Пассажиры утрамбовываются в салон, последними под прикрытием заходят контролёры – в голову, хвост и середину автобуса.

Двери закрываются, контролёры едва заметно кивают друг другу, на ехидном валидаторе загорается надпись «КОНТРОЛА» – всё, ловушка захлопнулась, ни один проездной больше не пробить, и народ бросается кто в окна, кто в трубу врассыпную. Особо удачливые тянут время до следующей остановки, где срочно выбегают, типа, так и надо было.

Остальным выписывают штраф (от 2000 динаров) или пытаются отвести в коммунальную полицию для установления личности. Многие сербы считают цену проезда несправедливо завышенной (89 динаров = 3 буханки хлеба), поэтому в интернете есть целые сайты, посвящённые борьбе с контролёрами и бойкотированию БусПлуса. На эту тему можно порассуждать, но забывать не стоит:

Общественный транспорт в Белграде бесплатно не работает. Оплаченный проезд = бензин, зарплата водителей, ремонт и обслуживание автобусов.

Дополнительные скидки и бонусы по БусПлус-карточке

Владельцы именных проездных могут получить скидки от 5 до 10% у партнёров БусПлус – например, в супермаркетах, мебельных и спортивных магазинах, клиниках, и т.д.

Список партнёров и бонусов можете посмотреть на сайте БусПлуса в разделе «Partneri i popusti».

Резюме – общественный транспорт в Белграде

Итак, подытожим. Если вы в первый раз прилетели в аэропорт «Никола Тесла», купите билет до города у водителя за 150 динаров .

Если вы турист и рассчитываете хорошенько осмотреть Белград, возьмите в киоске проездной на 1, 3 или 5 дней .

Если вы собираетесь часто понаезжать в сербскую столицу или даже жить в ней, купите пополняемую неименную карточку и тратьте, сколько положили.

Ну, а коль скоро вы уже крепко тут обосновались и планируете много и часто кататься по городу, оформите именной безлимитный проездной с фиксированной месячной стоимостью.

Не злите морских котиков и дисциплинированно оплачивайте свои покатушки. Хорошей поездки!

Международный аэропорт Белграда — самый большой и загруженный аэропорт Сербии — принимает рейсы со всей Европы, России и некоторых стран Азии. Поэтому мы решили подробно изучить все способы, как добраться из аэропорта Белграда в центр города.

(международный код BEG) находится между районами Сурчин и Бежаниска Коса, в 12-ти км от границы города и в 18-ти — от его центра. Аэропорт носит имя известного ученого и изобретателя Николы Тесла. Здесь же базируется национальный перевозчик Сербии – авиакомпания Air Serbia.

Международный аэропорт Белграда — самый большой и загруженный аэропорт Сербии

Комплекс белградского аэровокзала небольшой, но уютный и вполне современный. В аэропорту работает два терминала, связанные между собой общей зоной.

Терминал №1 облуживает внутренние и чартерные рейсы, а также лоу-кост перевозчиков; Терминал 2 принимает регулярные рейсы, и на него приходится большая часть пассажиропотока. Здесь имеются несколько кафе, магазинчиков, пункт обмена валют и другие привычные для крупных аэропортов удобства.

Имеется в аэропорту Белграда и бесплатный Wi-Fi для пассажиров, а также предусмотрены многочисленные розетки для зарядки гаджетов.

Дешевые авиабилеты в Белград

Приобрести билеты в Белград можно достаточно дешево: местный перевозчик Air Serbia с завидной регулярностью проводит распродажи, опуская стоимость билетов до минимума. Если же с акцией не сложилось, то дешево долететь до Белграда проще всего с пересадкой в одной из Европейских столиц. Подобрать дешевую стыковку можно с помощью календаря низких цен ниже.

Помимо непосредственно рейсов в Сербию, аэровокзал Белграда также часто используется путешественниками для удобных стыковок при путешествиях в аэропорты и .

Схема аэропорта

Белградский аэропорт не очень большой, разобраться в схеме можно и на месте — много времени это не займет. Тем не менее, Top-trips отыскал схему терминала:

Табло прилета и вылета

Регулярно обновляемое табло аэропорта Белграда с актуальной информацией о вылетах и прибытиях:

Аэропорт на карте

Такси из аэропорта Белграда

Из аэропорта Белграда на такси легко добраться до любой точки в городе и ближайших окрестностях. Авто можно попытаться поймать у выхода из здания аэровокзала или заблаговременно заказать к своему рейсу через интернет.

Второй способ часто оказывается дешевле, поскольку редкий таксист устоит перед соблазном завысить цену для туриста. При заказе онлайн возможность манипуляции тарифами сводится к нулю: сервис рассчитывает стоимость поездки еще до фактической оплаты, и «добавить на месте» уже не получится.

При необходимости можно заказать машину с предустановленными креслами для детей, а если с Вами много вещей — авто с вместительным багажником. Водитель встречает своих пассажиров на выходе из зоны прилета с табличкой, где указаны их фамилии.

Еще один плюс заказа такси онлайн — учет возможной задержки или отмены рейса. Сервис такси самостоятельно монтиторит табло аэропорта и присылает машину точно к прибытию самолета.

Проверить актуальные цены на такси и заказать машину к своему прилету можно на этой странице .

Автобусы из аэропорта до города

От аэропорта до центра Белграда можно доехать автобусами А1 и №72.

Остановка Шаттла-минибаса A1 находится у аэровокзала. Автобус следует до площади Славия с промежуточной остановкой у железнодорожного вокзала. С 8.00 до 19.00 автобус курсирует каждые 20 минут, затем интервал между рейсами увеличивается до 60-ти минут. Время в пути до конечной остановки занимает около 30 минут. Билет можно купить у водителя, его стоимость — 300 сербских динар.

Аэропорт Белграда назван в честь всемирно известного ученого и изобретателя Николы Тесла

Маршрут городского автобуса №72 проходит от аэровокзала до автостанции Зелени Венац (Zeleni Venac). Дорога занимает около 40-ка минут, а проезд обойдется в 89 динар (порядка 0,7 €). Билеты можно приобрести в кассе или непосредственно у водителя. Во втором случае билет выйдет несколько дороже — 150 динар (1,2 €).

Аренда авто в аэропорту Белграда

В здании аэровокзала находятся сразу несколько компаний по аренде авто, и, при желании, машину можно оформить прямо в зоне прилета. Однако здесь следует быть внимательными.

Арендуя авто в аэропорту Белграда, стоит учесть т.н. дополнительные платежи, которые часто отсутсвтуют в буклетах прокатчиков. Чаще всего это касается страхования.

Во избежание сюрпризов машину имеет смысл бронировать через специализированный сервис сравнения цен автопрокатов. Одним из наиболее популярных в Европе является Rentalcars — детище того же холдинга, что и знаменитый отельный портал Booking.com.

Система построена так, что все условия местных прокатов приведены к «единому знаменателю», что позволяет за считанные секунды выбрать наиболее выгодное предложение и не оставляет возможности для манипулирования ценами.

В 95% ситуаций такой подход позволяет значительно сэкономить. Узнать стоимость аренды авто в аэропорту Белграда на нужные Вам даты и уточнить условия проката

Совсем недавно довелось побывать в Черногории, в красивейшем Которско-Рисанском заливе. Причем здесь Сербия, спросите вы (а Белград если вдруг кто не в курсе, столица Сербии)? Так получилось, что я купила авиабилеты с пересадкой как раз в Белграде. Летела я вдвоем с ребенком, пересадка и туда, и обратно была коротенькая, я решила что ничего страшного в этом нет и стоимость перелета с лихвой компенсирует мне некоторые неудобства. Однако не тут-то было: через какое-то время авиакомпания сообщила об отмене второго рейса и его замене на другой, с разницей во времени аж в семь часов против полутора. Сперва я приуныла, но затем подумала что это прекрасная возможность увидеть нечто новое и заняться чем-нибудь интересным. Итак, аэропорт Белграда — что делать при длительной стыковке между рейсами?

Скажу сразу — ничего. Аэропорт Белграда совершенно скучен в плане активностей, там нечем заняться: сам аэропорт крошечный, хотя и очень милый. Неспешным шагом его вполне можно обойти полностью за 10-15 минут. Я ни разу до этого не была в Белграде. Вспоминая наш положительный опыт ночной, правда, пересадки в Будапеште (мы поехали танцевать в город на ночную милонгу вместо отсиживания попы на аэропортовых креслах) я решила что семь свободных часов — хороший повод съездить посмотреть город.

Да, кстати, в аэропорту для детей есть хорошая игровая комната со всякими игрушками, туалетом и даже небольшой кухней, находится почти в крайнем левом углу внутреннего зала (где дьюти фри), если встать спиной к самолетам. Немного потусив там, покормив малыша и приведя себя в порядок после утомительной ночи в Москве (вылет был в 4, прибытие в Белград около 6 утра), мы двинулись на выход. Россиянам, кстати, для посещения Сербии на срок до 30 дней виза не нужна. Разумеется, я заранее начиталась интернетиков и уже представляла себе как и на чем можно добраться до центра сербской столицы. Вариантов на самом деле не очень много: такси (говорят, якобы недорого, 15-20 евро в одну сторону), шаттл, автобус номер 72.

Валюта Сербии — о, ужас! — динары. 1 рубль приблизительно равен 2 динарам. Билет на шаттл стоит 300 динар в одну сторону (май 2017-го). Про 72-й автобус написано, что у водителя билет стоит 150 динар, а при покупке в киоске 89 динар. Что это за киоск такой, я так и не поняла. В аэропорту ничего такого нет, а в городе все опрошенные встречные «киоски» ушли в глубокий отказ, мол, никаких автобусных билетов отродясь не продавали. Если кто раскроет тайну сих киосков, буду признательна.

Поскольку в Сербии не в ходу евро, вам желательно поменять небольшую сумму на карманные расходы (проезд туда-обратно, купить еду/другие мелочи). В аэропорту есть так называемая «менячница», и не одна. Курс там не самый прекрасный, однако для мелкой суммы совершенно некритичный. Первого мая 2017 за 10 евро давали 1200 динар. Меняйте не более 10-20 евро, поскольку в городе практически везде принимают к оплате банковские карты. Думаю, оставшиеся лишние динары на руках вам ни к чему. В принципе, в автобусе вполне можно заплатить в евро (нужны мелкие монеты), а в кафе или ресторане платить картой. Так что решайте сами. Хотя на мой взгляд, иметь на руках немного местных денег полезно.

Аэропорт Белграда, как добраться до города?

Итак, вы разжились либо нет сербской валютой — смело выходите за двери терминала и идите налево буквально пару десятков метров. Только смотрите, чтобы выйти на нужном «этаже» — над вами должно быть синее небо, а не эстакада. Мы сначала выскочили не туда, было непонятно куда тут двигать. Пришлось подняться на уровень выше. Хотя если вы выходите из Терминала 1, то даже не надо никуда идти, вы уже на месте. Вот она остановка и автобуса, и шаттла. Шаттл вроде как идет чуть быстрее, около получаса, и останавливается возле железнодорожного вокзала, кому актуально. 72-й едет около 40 минут (я засекала время) до конечной остановки Зелени Венац, это прям центр-центр. Автотранспорт ходит по строгому расписанию, оно тут обычно висит на остановке. Рекомендую в ожидании автобуса сфотографировать его себе на память, особенно в обратную сторону. Вы ведь не хотите опоздать на свой самолет? На всякий случай, вот расписание 72-го автобуса из аэропорта в город:

А это его же расписание от остановки Зелени Венац в аэропорт Белграда:

Нашла я его далеко не сразу. Автобус в аэропорт Белграда останавливается чуть дальше по той же стороне, где и высадка, там уже начинаются дома и магазины. В общем, садитесь, допустим, на 72 автобус и едете до конечной, наслаждаясь видами: как переехали мост, практически сразу вот она и конечная. Выходите (будете спиной к дороге), поворачиваетесь направо и идете до подземного перехода, вам прямо-прямо до конца, а там без разницы, можно выйти налево, дойти до ближайшего перекрестка, повернуть направо и буквально через пару десятков метров вы на центральной пешеходной улице Белграда — улица Кнеза Михаила. Либо выходите из перехода направо, и через считанные метры сворачиваете налево, поднимаетесь вверх по ступенькам, проходите еще чуть чуть вместе с основной толпой народа и оказываетесь в самом начале той же Кнеза Михаила.

Белградский Арбат достаточно короткий, примерно минут 25 в одну сторону крайне неспешным шагом до самого конца, крепости Калемегдан. Саму крепость можно также совершенно неспешно осмотреть минут за сорок. Для любителей живности рядышком находится местный зоопарк (не ходила). Кстати, с удивлением узнала, что Белград на самом деле пишется как Београд. В городе есть несколько интересных по слухам музеев и церквей. Лично у меня была цель просто погулять как следует и перекусить, желательно знаменитой местной плескавицей — крупной плоской котлетой.

Утомленный, накормленный детеныш наконец-то уснул после ночного бдения и спал в коляске практически до самого вылета, пока его мать, то бишь я, рассекала по белградским улицам, впитывая местный колорит. Небольшая ремарка для коллег-мамаш: это вам не классическая Европа, а братья-славяне. Город не слишком дружественен к передвигающимся на маленьких колесах гражданам, готовьтесь периодически таскать свое сокровище вместе с коляской на руках по довольно крутым ступенькам ввиду почти полного отсутствия пандусов. Качайтесь заранее либо берите с собой крепкого сопровождающего.

Где поесть в Белграде?

Как я уже сказала, прилетели мы в аэропорт Белграда рано утром. Гулять в городе самое то, людей почти нет, солнце не печет, очень приятно. Однако в плане еды возникла неожиданная проблема: почти во всех приглянувшихся мне по внешнему виду открытых кафе так рано не работала кухня: мол, пожалуйста, приходите после 11-12:00, а пока только завтрак. Вообще, неплохо перекусить можно здешней выпечкой. Пекарни, в том числе и передвижные ларьки с разнообразнейшими пирогами встречаются чуть ли не на каждом шагу. А как аппетитно все это пахнет! Слюни сами собой наворачиваются. Но я решительно настроилась именно на плескавицу и стойко держала себя в руках. На очередной улочке, идущей параллельно Кнеза Михаила, мое терпение было вознаграждено в невзрачном с улицы, при этом весьма колоритном внутри кафе. Правда чтобы узнать, работает ли кухня, пришлось сначала поискать хоть кого-то живого из персонала.

Чтобы утолить разыгравшийся голод и заодно освоить наменяные деньги, я заказала все самое дорогое, что нашла в меню. А конкретно — шопский салат:

Очень вкусный! Сыр прямо тает во рту, а помидоры пахнут летом и солнцем. Говяжий суп:

Очень странный. Целая тарелка обычного бульона, в котором плавало несколько здоровенных кусков моркови. Все. Местное пиво Lav:

И конечно же, плескавицу, ради которой все и затевалось. Вот она, красавица:

Очень большая, на фото размер не совсем адекватно передается. Еле осилила. Соус (оранжевый) просто шикарный! Кажется, это был айвар. Объелась как колобок. Сколько же вся эта красота стоила? А вот и счет:

1 110 динар, чуть меньше 10 евро или примерно 620 рублей. На мой взгляд, весьма бюджетно. Напоминаю, это были одни из самых дорогих блюд. Можете сами заценить меню:

Для разнообразия сняла меню в другом большом кафе, расположенном практически на улице Кнеза Михаила:

Считаю что в плане еды в Сербии все должно быть очень хорошо, вкусно, много и бюджетно - раз Белград столица, цены тут скорее всего одни из самых высоких. Еще немного про сам город. Мне показалось, что Београд не слишком большой по размеру, подозреваю, его можно легко осмотреть полностью за два-три дня особо не напрягаясь. То есть, ехать сюда на неделю скорее всего перебор. И мне здесь понравилось по атмосфере, тут есть нечто неуловимо общее с моим любимым Будапештом, хотя по красоте архитектуры сербская столица без сомнения во всем уступает венгерской.

Про местных жителей ничего толкового сказать не могу, поскольку за несколько часов прогулок по безлюдным улицам сложно составить какое-то адекватное мнение на этот счет. Думаю, это классические братья-славяне со всеми вытекающими плюсами и минусами. В меру хмуры, в меру улыбчивы, в меру общительны. Читала, что кого-то из туристов «ленивые и хитрые» сербы пытались обмануть или обокрасть. Не знаю, насколько это распространенное явление. Считаю, что как и везде — не стоит полностью расслабляться и терять бдительность в незнакомой обстановке. Какого-то особого криминала я не успела увидеть. Все мирно, изредка встречаются полицейские.

Из наблюдений: сербский язык местами очень смешной на русский слух. Хотя замечаю, что русским кажутся смешными почти все другие славянские языки. Интересно, с их стороны то же самое или нет? Смеются ли братья-славяне над русской речью? Было бы любопытно узнать. Помимо веселых моментов (добро долезли, улаз, излаз, книжара, стоматолошка и тому подобное) сербский язык оказался удивительно понятен. Удобно. :о)

Итого: общие впечатления от города крайне положительные. Единственное, чтобы не испортить себе впечатления от посещения столицы Сербии, заранее рассчитывайте время комфортного возвращения в аэропорт Белграда и приходите на остановку автобуса вовремя. С удовольствием приехала бы сюда еще раз точно, на пару-тройку дней хотя бы. Даже (слегка) жалела, что на обратной дороге была короткая пересадка и при всем желании не получилось бы заглянуть в город еще разок.

Желаю вам прекрасного отдыха!

______________________

Также вас могут заинтересовать статьи о том, как самостоятельно съездить в , или в .

Из Словении в Москву я летела через Белград (или, по-сербски, Београд). В столице Сербии у меня была долгая стыковка между рейсами, которой я воспользовалась, чтобы познакомиться с достопримечательностями Белграда.

От аэропорта Николы Тесла до центра города ходят два вида автобусов: экспресс А1 и городской автобус № 72. Остановка — напротив выхода из здания аэропорта. Расстояние от аэропорта до центра Белграда — 18 км.

Билеты можно купить у водителя. В аэропорту я поменяла 10 евро на сербские динары, ими и расплатилась. Билет на 72-й автобус стоил 90 динар, на шаттл — 300 (100 динар ~ 60 рублей).

В светлое время суток и экспресс, и 72-й — ходят практически каждые 20 минут. Туда я ехала на 72-м, обратно — на экспрессе. Писали в отзывах, что 72-й делает много остановок. По времени на 72-м вышло минут на 10 подольше.

А1 по пути делает 3 остановки: одну в Нови-Београде (Фонтана-Парижская коммуна) и две — в Старом городе (на ж/д вокзале и на Трг Славии). От Трг Славии, конечной остановки А1, близко до церкви Св Саввы, музея Николы Тесла, Парламента.

У 72-го автобуса конечная «Зелени Венац» (овощной рынок), от которого минут 5-10 до площади Теразие и до начала улицы Князя Михаила. Я бы посоветовала начать маршрут с улицы Князя Михаила и крепости Калемегдан, к которой эта улица как раз и выводит.

Официальный сайт белградского аэропорта — https://www.beg.aero/. Там можно посмотреть расписание, схему движения и уточнить текущие цены на билеты.

Карта Белграда с достопримечательностями

Первые впечатления от Белграда

Итак, в аэропорту я села на автобус и поехала в город.

Перед поездкой я читала отзывы о Белграде, какой он красивый и интересный, но городская застройка, проплывающая перед моими глазами за окнами автобуса, никак этого не подтверждала. Напротив, после уютной Любляны (столицы Словении), после задорного, молодцеватого (столицы Хорватии) Белград выглядел неухоженным и запущенным. Из благополучного евро-социума я переместилась в полу-азиатский — полу-цыганский город. А ведь не так давно все эти города принадлежали одной стране — Югославии.

Другой уровень жизни ощущался и по виду улиц, и по одежде жителей. Униформа молодых девушек – узкие джинсы, кеды и футболки. Многие мужчины были одеты в спортивные костюмы.

Сначала автобус ехал по Нови-Белграду, потом по Бранкову мосту пересек реку Саву – мы переместились в Старый город. Но за окнами мало что изменилось.

Рядом со мной сидел дедушка, хорошо говоривший по-русски. Он подсказал, на какой остановке выходить («Зелени Венац»).

Вышла. На остановке грязно, в подземном переходе страшновато.

Дошла до Теразие, широкой центральной улицы, главным украшением которой является отель «Москва» — здание в стиле «сецессион».

Рядом с отелем «Москва» стоит фонтан Теразийская Чесма, построенный итальянцами в 1860-м году.

Другие дома на Теразие выглядят мрачновато.

Улица Князя Михаила

От Теразие начиналась улица Кнеза Михаила – широкая пешеходная улица с солидными домами. Картина разительно изменилась. Я воодушевилась и приготовилась восхищаться.

Действительно, на улице Кнеза Михаила много замечательных в плане архитектуры зданий, построенных в 70-80-х годах 19 века (все тот же «сецессион», влияние Вены и Будапешта).

Посередине улицы установлены лавочки.

Провода сплелись в паутину

Улица, более строгая и официальная в начале, ближе к парку Калемегдан заполняется столиками летних кафе.

В итоге, улица Кнеза Михаила стала для меня самым примечательным и красивым местом Белграда.

Кстати, и сам город зародился на этом месте: здесь был центр римского поселения Сингидунум.

Белградская крепость Калемегдан

Улица Кнеза Михаила вывела меня к главной достопримечательности Белграда – парку Калемегдан и Белградской крепости. День был воскресный, в парке и по крепости гуляло много народа.

По-турецки Калемегдан обозначает поле между крепостью и городом (другое толкование – поле боя). Кале — крепость, мегдан (майдан) — поле.

Высоченный утес (125 м) в месте впадения реки Савы в Дунай и широкое плато наверху – идеальное место для устройства крепости, и первую крепость на этом месте возвели римляне в 1-м веке н.э. Потом крепость разрасталась, укреплялась, перестраивалась каждым новым хозяином. А хозяева менялись очень часто.

Вся история этих мест – бесконечная череда сражений, разрушений и возрождений. Римляне, гунны, Византия, авары, славяне, венгры, болгары. 1284 год – впервые городом управляют сербы (недолго и чередуясь с венграми). С 1521 – то турки, то австрийцы. 1867 – Белград наконец стал сербским. В первую Мировую войну был оккупирован Австро-Венгрией. 1918 — Белград объявлен столицей сербов, хорватов и словенцев.

1941 – бомбили немцы. 1944 – бомбили союзники. 1999 – бомбили американцы. Просто рок какой-то.

Сейчас Калемегданом называют и парк перед крепостью, и саму Белградскую крепость. Крепость состоит из двух частей: на плато расположена верхняя часть, затем идет резкий спуск к подошве холма, и там, возле Дуная, находится нижняя часть крепости. Выстроена крепость из кирпича. Хотя на схеме она изображена с белокаменными стенами.

Для сербов это место знаменательно тем, что именно здесь в 1867 году турки признали свое окончательное поражение и передали город сербам. Турецкий султан вручил ключи от крепости князю Михаилу Обреновичу, и сейчас на этом месте стоит памятник Сдачи ключей Белградской крепости. Князь Михаил является ключевой фигурой истории Сербии.

Есть еще перед крепостью вот такой экспрессивный памятник, поставленный в знак благодарности Франции за помощь в Первой Мировой войне.

Чтобы попасть в крепость со стороны парка, надо пройти трое ворот.

Сначала по мосту переходим на равелин — треугольное фортификационное сооружение перед главными воротами.

Во рву равелина сейчас расположены теннисные корты.

С равелина переходим к Стамбульским воротам. Но и это еще не все.

Пространство между второй и третьей стенами заполнено военной техникой. В крепости находится Военный музей, и часть техники выставлено во рву под крепостными стенами.

Внутри стены – касса. Гулять по крепости можно бесплатно, но на территории Калемегдана находится несколько объектов, на посещение которых надо купить билет. Это башни Сахат и Небойша, римский колодец и пороховой склад. Стоит единый билет 400 динар (~240 рублей).

Первый платный объект находится сразу у входа в крепость — это Сахат кула, или Часовая башня.

Надо подняться на крепостную стену, а потом залезть на башню. Впрочем, Сахат кула невысокая.

С нее хорошо видно участок стены возле главных ворот.

Вот так брутально выглядит Военный музей:

Вид на Военный музей

Внутри крепости парк продолжается. Гуляя по нему, все время натыкаешься на остатки фундаментов, фрагменты строений.

Верхняя часть крепости заканчивается парапетом вдоль кромки утеса, откуда хорошо видны нижняя часть крепости, реки Сава и Дунай и лежащий напротив крепости Большой Ратный остров.

Дунай в Белграде – тягучий, полноводный, вальяжный. Тем летом мои путешествия несколько раз приводили меня на берег Дуная – начиная от и кончая . Под Веной река молода и проворна, в Будапеште Дунай набирает солидность, в Белграде он могуч и величав.

Если идти вдоль края утеса направо, то попадаешь к Деспотовым воротам.

Деспотовы ворота

Ворота названы в честь деспота Стефана Лазаревича.

Для нас слово «деспот» сродни «тирану», но у древних греков оно означало «господин, хозяин». Сербское государство в 16-17 вв называлось — «Сербская деспотия». Стефан Лазаревич стал первым деспотом этого государства.

Пересечение наших языков позволяет понимать надписи и даже порой что-то выяснить. Но на наш слух сербский язык кажется простоватым и немного наивным. Вот, например, названия на карте города: «памятник Васе Чарапичу», «Капитан-Мишино здание», «пешачка зона».

За Деспотовыми воротами находится ров, через который переброшен длинный деревянный мост.

Мост выводит к самым могучим воротам Белградской крепости – воротам Зиндан 1450-го года постройки.

От них начинается мощеный булыжником проход, зажатый меж двух крепостных стен, выводящий к невысокой, угловой башне.

Пройдя этот укрепленный угол с тремя башнями, выходим к живописному участку парка.

Справо от стены находится Белградский Зоопарк.

Слева, чуть ниже крепостных стен, на небольшой площадке посреди склона, стоят церковь Ружица и часовня Св. Параскевы Пятницы (Svete Petke). Это целый комплекс, хотя и очень компактный, включающий в себя, помимо церкви и часовни, галерею и крытую колоннаду.

Пожалуй, это самое многолюдное место крепости. В церкви Ружица народ стоял вплотную друг к другу. Впрочем, и размером она небольшая.

Росписи и мозаики — в непривычной для нас манере. Напоминают иллюстрации в детских сказках.

Вот такой Иисус: курносый, простоватый, с огромными глазами.

От церковного комплекса дорожка спускается в нижнюю часть крепости.

Проходим мимо бывшего турецкого хамама,

мимо ворот Карла VI-го,

мимо караульного помещения – до башни Небойши, второго музейного объекта, входящего в билет.

Я очень вовремя подошла к этой башне, так как в одно мгновенье погода испортилась: небесные хляби разверзлись, и хлынул ливень.

В башне Небойша устроен музей, он имеет несколько уровней-этажей и посвящен турецкому периоду крепости.

Когда-то башня Небойша имела таможенные функции и регулировала проход кораблей к городу – к башне был прикреплен конец цепи, перекрывавший проход через реку. Использовалась она и как тюрьма.

Ливень продолжался так долго, что я на некоторое время сама почувствовала себя пленницей Небойши.

Наконец, устав слоняться по башне, я вышла под дождь и отправилась на другой конец нижних укреплений. Начался подъем в гору, и вскоре я уже входила под своды Порохового склада – третьего объекта музейного билета. Пороховой склад напоминал катакомбы и был заполнен преимущественно саркофагами и могильными плитами.

От Порохового склада мощеная булыжником дорожка-лесенка поднималась к верхнему уровню крепости.

Я опять оказалась наверху, уже в южной части крепости. Здесь над местностью главенствовал памятник в виде обнаженного мужчины на высоком столбе-постаменте. Называлась эта композиция «Победник». Установлена в 1928 году в честь победы под Солунью в 1918 году.

От Победника открывался широкий обзор на Новый Белград и Саву.

Рядом со смотровой площадкой, почти вросший в землю, виднелся купол – и это оказался четвертый музейный объект: Римский колодец, который меня просто поразил своей мощью.

Некоторое время подбираешься к нему как бы по спирали.

Над колодцем – купол (подобный купол был над турецкой ).

В глубину холма уходит ствол колодца.

В общем, колодец впечатляющий. «Какие римляне!» — восхитилась я. А потом прочла, что колодец перестроен австрийцами в 1717 во время реконструкции крепости. Колодец глубиной 60 метров. Две спиральные лестницы вокруг него спускаются на глубину 35 метров.

Ж/д и автобусные билеты в Европе - и
Если вы хотите получать сообщения о появлении на сайте новых рассказов, вы можете оформить подписку.