Туристический портал - Poxodnaya
Поиск по сайту

Золотой храм дамбулла в шри-ланке - уникальный и неповторимый пещерный храмовый комплекс. Дамбулла — золотой и пещерный храм в Шри-Ланке Поезд коломбо дамбулла

Город Дамбулла знаменит 2000-летним Золотым Пещерным Храмом, ради которого в Дамбуллу приезжает большинство туристов. Из этой статьи вы узнаете, что стоит посмотреть в Дамбулле и как можно добраться в Дамбуллу из других городов Шри-Ланки. Для тех, кто хотел бы остановиться в Дамбулле - 5 лучших отелей, от шикарного 5* до бюджетного варианта.

Из этой статьи вы узнаете:

1 | Ради чего стоит приехать в Дамбуллу

  • посетить самый большой пещерных храм в Южной Азии с 2000-летней историей - Золотой Пещерный Храм Дамбулла ,
  • познакомиться с образцами шри-ланкийского изобразительного искусства от древних времён до наших дней,
  • прогуляться по самому большому оптовому рынку Шри-Ланки,
  • исследовать соседние достопримечательности: знаменитую крепость на скале Сигирия и древние столицы Шри-Ланки - Полоннаруву и Анурадхапуру,
  • посетить национальный парк Миннерия, чтобы увидеть слонов и других диких животных Шри-Ланки в их естественной среде обитания.

Кроме того, город Дамбулла очень удачно расположен - в центре культурного треугольника и с него удобно добираться до других исторических достопримечательностей Шри-Ланки: Сигирии , Анурадхапуры, Полоннарувы, Канди.

2 | Что стоит посмотреть в Дамбулле

Большинство туристов ограничиваются первым пунктом с списке, но при желании вы можете посетить все интересные места Дамбуллы:

Золотая дагоба возле гигантской статуи Будды и храма богини Паттини
  1. Золотой Пещерный Храм Дамбулла (Dambulla Cave Temples) - одна из главных достопримечательностей и буддистских святынь Шри-Ланки:
    • стоит посетить ради древних статуй Будды и настенной живописи 2000-летней давности;
    • часы работы:с 7:00 до 18:00;
    • цена: 1500 рупий (~ 10$),
    • подробнее - Золотой пещерный храм Дамбулла (Шри-Ланка): детальный гид по храму с фото .
  2. Музей Буддизма (Golden temple Buddhist Museum) у основания 30-метровой "золотой" статуи Будды
    • стоит посетить, чтобы увидеть образцы буддистского искусства из Шри-Ланки и других стран Азии, ознакомиться с жизнеописанием Будды по красочных картинам, изучить копию золотой ступы со священным зубом Будды (оригинал хранится в Канди и шанс его увидеть выпадает лишь редким счастливчикам);
    • часы работы: c 07:30 до 18:00;
    • цена: посещение музея входит в стоимость билета в Пещерный Храм Дамбулла.
    • GPS координаты музея: 7.855484, 80.651462.
  3. Храм богини Паттини (Sath Paththini Devalaya) с золотой дагобой перед храмом:
    • стоит заглянуть в этот небольшой храм, чтобы увидеть, как выглядит покровительница Шри-Ланки богиня Паттини, пройти вокруг дагобы по часовой стрелке, чтобы улучшить карму.
    • часы работы: c 07:30 до 18:00, дагоба - круглосуточно;
    • цена: бесплатно.
    • GPS координаты храма: 7.855643, 80.652207.
  4. Музей Дамбуллы (Dambulla Museum)
    • стоит посетить, чтобы познакомиться с примерами шри-ланкийского изобразительного искусства от древних времён до наших дней;
    • часы работы: c 07:30 до 16:30;
    • цена: 250 рупий (~ 1,6$).
    • GPS координаты музея: 7.853966, 80.652496.
  5. Оптовый фермерский рынок (Dambulla Produce Market) :
    • даже если вы не собираетесь покупать фургон бананов, прогулка по рынку даст вам представление о широком ассортименте овощей и фруктов, которые выращивают на Шри-Ланке;
    • часы работы: c 21 часов дня до 3 часов ночи;
    • цена: бесплатно
    • GPS координаты рынка: 7.865997, 80.651546

Пару фото из Музея Буддизма (Golden temple Buddhist Museum):

Статуя Будды из Северной Кореи Статуя Будды из Таиланда

3 | Как добраться в Дамбуллу

В Дамбуллу можно легко добраться на автобусе или машине, так как через город проходит две крупные дорожные артерии Шри-Ланки: Канди - Анурадхапура и Коломбо - Тринкомали. Ближайшая железнодорожная станция находится в 23 км на север от Дамбуллы - в Хабаране .

Как добраться в Дамбуллу из аэропорта Коломбо (~ 131 км)

  • комфортабельный 35-минутный перелёт до Сигирии из аэропорта Коломбо Бандаранайке обойдётся ~264$, а от Сигирии до Дамбуллы менее 20 км и их легко можно преодолеть на такси (найти авиабилеты Коломбо - Сигирия можно на сайте Aviasales);
  • трансфер на автомобиле (такси) - это около 3 часов в пути и ~80$ за авто (найти и забронировать трансфер из аэропорта Коломбо можно на сайте или );
  • арендованный автомобиль - легко и быстро забронировать автомобиль на Шри-Ланке, так чтобы получить его прямо в аэропорту, можно на сайте .
  • чтобы воспользоваться автобусом или поездом, для начала, нужно попасть из аэропорта в город Коломбо .

Как добраться в Дамбуллу из города Коломбо (~ 160 км)

  • на автобусе с кондиционером ~6$, около 4 часов в пути;
  • на поезде № 6011 в 06:05 с центрального вокзала Коломбо до Баттикалоа: ~4$ и около 5 часов в пути (выйти нужно на остановке Habarana, откуда 23 км до Дамбуллы можно преодолеть на тук-туке за ~10$);
  • на такси , которое можно заказать через сайт или найти на месте.

Обычный рейсовый автобус для бюджетных путешествия по Шри-Ланке

Как добраться в Дамбуллу из Канди (~ 72 км)

  • на любом из автобусов которые отправляются с автобусной станции в Канди и следуют в направлении Анурадхапуры (и Дамбуллы):
    • стоимость билета от 0,5$,
    • дорога займёт минимум 3 часа.
  • такси можно взять на месте или заказать на сайте .
    • стоимость от 50$ (цена зависит от ваших навыков торговаться, технического состояния и размера авто),
    • на дорогу уйдёт порядка 2 часов (по дороге рекомендую остановиться в саду специй на окраинах Канди и возле самого красивого индуистского храма Шри-Ланки - Sri Muthumariamman Kovil Temple в Матале).

Как добраться в Дамбуллу из Полоннарувы, Анурадхапуры и Сигирии

  • На рейсовых автобусах (стоимость билета от 0,3$). Только учитывайте, что большинство автобусов ездит только в светлое время суток. Расписание автобусов уточняйте на месте (на автобусной станции или в своём отеле).
  • С Дамбуллы в Сигирию (менее 20 км) можно легко доехать на тук-туке.
  • На более дальние расстояния, в Полоннаруву (70 км) и Анурадхапуру (63 км), стоит брать такси.

Планируете посетить Сигирию? Информация, которая может вам пригодится - .

4 | Дамбулла на карте Шри-Ланки

5 | Лучшие отели в Дамбулле:

Чтобы сэкономить ваше время на поиски отеля, для этой статьи были отобраны 5 лучших отелей в Дамбулле, от самого шикарного и впечатляющего ($$$$), до бюджетного и, при этом, уютного варианта ($).

Heritance Kandalama 5*, $$$$

  • это не просто самый лучший отель в Дамбулле, это один из лучших отелей на Шри-Ланке,
  • расположен на берегу живописного озера в окружении пышной тропической растительности,
  • с каждого номера открывается шикарный вид на окрестности,
  • в отеле три невероятно красивых бассейна,
  • на завтраке и ужине гостей отеля ждёт большой выбор вкусных блюд.

Номер в отеле Heritance Kandalama 5* можно забронировать на booking.com или agoda.com .

Jetwing Lake 5*, $$$

  • красивая территория с большим бассейном,
  • тихое умиротворяющее место для спокойного отдыха,
  • хорошие номера с огромными балконами и шикарным видом на окрестности,
  • вкусные завтраки, наличие сервиса по доставке еды и напитков в номера,

Номер в отеле Jetwing Lake 5* можно забронировать на booking.com или agoda.com .

Rangiri Dambulla Resort 4*, $$

  • необычный формат номеров в виде стилизованных палаток с кондиционерами и красивой мебелью,
  • красивый бассейн для отдыха после экскурсий по достопримечательностям,
  • тихое и уютное место, вдали от шумных дорог.

Номер в отеле Rangiri Dambulla Resort 4* можно забронировать на

Пещерный храм в Дамбулле, который упоминается в Махавамсе (Mahavamsa) (основной исторической хронике Шри-Ланки, написанной на языке Пали) как Юмбукола Вихара (Jumbukola Vihara) (пещерный храм Дамбуллы), находится примерно в 75 км к северо-западу от (Kandy), последней столицы сингальских королей, куда можно попасть по главной дороге на Анурадхапуру (Anuradhupura).

Пещерный храм Дамбуллы

Храмы, которые принесли известность этому месту, являются частью просторной пещеры на западном склоне скалы, расположенной на высоте около 107 метров над равниной. Сейчас нет возможности установить, являются ли пещеры, в которых находятся храмы, полностью естественными, или только частично естественными, или частью естественными, а частью искусственными. Велика вероятность, что в основе своей они созданы силами природы, а человек лишь немного углубил их. Традиционно считается, что некоторые пещеры были выкопаны при короле Ваттагамани Абхайи (Vattagamani Abhaya) в первом веке до н.э. Можно предположить, что король и его потомки в качестве пожертвования этому храму расширяли и выравнивали пещеры, а также прорезали вдоль скалы переливы (катарама), чтобы защитить пещеры от дождевой воды.

Пещеры и фрески Дамбуллы (общая информация)

Храм Дамбуллы состоит из пяти пещер (святилищ). В каждой из этих пещер с арочными сводами размещаются статуи Будды и различных выдающихся исторических или буддийских деятелей. В общей сложности, в пещерах найдено 150 изображений Будды. Пещера №5 (последняя в ряду) не имеет никакой исторической ценности, поскольку была построена во втором десятилетии 20-го века. Все остальные пещеры хранят статуи и фрески, относящиеся к различным эпохам сингальской скульптуры и живописи. Некоторые полагают, что самые ранние фрески Дамбуллы датируются 8 веком н.э. Однако проверить эту теорию не представляется возможным из-за рисунков, нанесенных поверх фресок. Тем не менее, эти пещеры – сокровищница изображений, узоры многих из которых напоминают фрески . Для тех, кто изучает историю буддизма, фрески Дамбуллы, при внимательном исследовании, дадут огромное количество информации для исследований.

Считается, что классическая школа сингальской живописи прекратила свое существование после падения королевства (Polonnaruwa) в конце двенадцатого века. До нас не дошло ни одного образца этого стиля, который бы датировался после 13 века. Новые примеры традиционной живописи относятся уже к 17-18 векам.

Не похоже, что эта школа основывалась на художественных традициях древних мастеров, создавших шедевры в Сигирии (Sigiriya) и Полонноруве.

Этот стиль характеризуется исключительно двумерными изображениями; композиции также не отражают искусство художников предыдущих эпох. Художественные нормы, выраженные, в частности, в декоративных узорах и изображении деревьев и вьющихся растений, не имеют ничего общего с ранней ланкийской живописью.

Похоже, что на эту школу значительное влияние оказали художественные течения, процветавшие в районе плоскогорья Декан (Deccan) (Южная Индия) под покровительством мусульманских правителей. И фрески, украшающие пещеры Дамбуллы, представляют именно эту новую школу сингальской живописи. Стены пещер во внутренних помещениях храма целиком покрыты фресками. Считается, что самые старые фрески находятся в пещере №2 и представляют собой декоративные узоры, но, согласно высказанным ранее предположениям, ни одну из них невозможно отнести к более ранним периодам. Тем не менее, сами изображения исключительно похожи на потолочные орнаменты Сигирии. Возможно, здесь находились более старые изображения, которые могли быть утеряны или скрыты под новыми узорами. Можно предположить, что стиль декоративных узоров воплощал в себе некие древние идеи и даже может считаться продолжением традиции изображений в Сигирии. Однако из найденных в Дамбулле записей (Тудапата) (Tudapata), на которые мы уже ссылались ранее, становится ясно, что пещеры Дамбуллы № 1,2 и 4 были расписаны в 17 веке кандийскими художниками по приказу короля Сенарата (Senarat) (1604-1635). Во время правления короля Кирти Шри Раджасинха (Kirti Sri Rajasinha) фрески Дамбуллы были отреставрированы и нанесены заново. Изображения в пещере №4 представляют новую школу сингальской живописи, которая была распространена в провинциях Канди после 17 века.

Пройдя через ворота храма в Дамбулле, посетитель, прежде всего, попадает в пещеру №1, называемую Дева Раджа Вихарая (храм Короля Богов). Считается, что такое название было дано пещере потому, что бог Сакка (Sakka) (Король Богов) внес завершающие штрихи в главное изображение пещеры. Эта статуя длиной почти 14 метров в традиционном стиле воссоздает париниббану (последнее мгновение) Будды. Эта прекрасно сохранившаяся статуя вырезана из естественной породы и обработана практически со всех сторон, только сзади по всей длине она соединяется со скалой. Лицо лишено выражения, сработано грубо и безжизненно. Традиционное длинное одеяние скрывает тело до щиколоток, оставляя открытыми правое плечо и грудь. Лицо круглое и невыразительное. Глаза едва обозначены, лоб узкий, а ухо не имеет четкой формы. Группа точек схематично изображает волосы. Текстура одеяния передана посредством часто прорезанных канавок, тесно сгруппированных парами. Остальные части тела отображены реалистично и пропорционально, не считая кажущихся одеревенелыми ступней и правой ноги.

В пещере находятся еще пять статуй, одна из которых – стоящая в южной части комнаты – предположительно принадлежит Архату Ананде (Ananda), самому преданному ученику Будды, который оплакивает смерть своего учителя.

В северном углу пещеры, напротив главной статуи, находится искусно выполненная скульптура бога Вишну (Visnu) (некоторые исследователи полагают, что это изображение принадлежит Упульвану (Upulvan), одному из четырех богов-хранителей Шри-Ланки).

По неизвестным причинам, комната с этой статуей всегда закрыта для широкой публики.

Хотя стены и потолок пещеры покрыты фресками, их невозможно рассмотреть из-за копоти от благовоний, которые приносят верующие.

Пещера № 2 (Маха Раджа Вихарая (Maha Raja Viharaya))

Следующая пещера, в которой оказывается посетитель, несомненно, является самой большой и роскошной из всех пещер храма. Входящий попадает в пещеру через портал, расположенный в передней части святилища и переходящий в высокий арочный проем, который охраняют стоящие по обеим сторонам каменные фигуры, изображающие привратников. Пещера носит имя Маха Раджа Вихарая (храм Великого Короля), поскольку, по общепринятому мнению, ее основал король Ваттагамани Абхайа (Vattagamani Abhaya), лично участвовавший в строительстве.

Вся пещера расписана ярчайшими фресками, сохранившимися в отличном состоянии. Длина пещеры составляет 52,5 метров, ширина – 23 метра, а высота около передней стены – 6,4 метра. По мере продвижения вглубь пещеры свод постепенно становится все ниже и превращается в арку в дальней части помещения. В пещере находятся пятьдесят три статуи. Большинство из них изображают Будду в различных позах. Многие из статуй значительно превосходят человеческий рост, однако в пещере нет ни одного изображения, которое было бы ощутимо меньше натуральной величины.

Посетитель, входящий в пещеру через дверь в северном углу, прежде всего, видит статую стоящего Будды под искусно выполненной аркой в виде дракона Торана (Torana). Оба изображения вытесаны из естественной горной породы. Это главные скульптуры этого святилища. Правая рука Будды поднята в жесте защиты. Это крепкая искусно вырезанная каменная фигура с массивными руками и ногами. Однако скульптор даже не пытался передать реальные пропорции тела. Струящиеся складки одежды показаны посредством канавок. Правое плечо и рука обнажены. Складки одеяния собраны на левом плече. Голову покрывает множество шишечек, расположенных равномерно и увенчанных гребнем. Глаза статуи открыты. У нее полные губы и широкий нос. Конечности кажутся неподвижными, а тело – одеревенелым. Скульптура стоит на каменном круглом пьедестале в форме цветка лотоса. Изображение лотоса выполнено довольно грубо.

Справа и слева от статуи Будды расположены стоящие фигуры двух божеств: Наты (Natha) и Майтрейи (Maitreya), которые, согласно верованиям буддистов, в будущем станут Буддами.

Справа от входа находятся прекрасные ступы высотой около 5,5 метров. Широкий круглый пьедестал, на котором они стоят, украшен четырьмя фигурами Будды, ориентированными по четырем сторонам света и сидящими на кольцах кобры, чей широкий капюшон отбрасывает тень на статуи.

Остальные статуи Будд в этой пещере расположены в ряд вдоль стен и внутреннего коридора, ведущего в мозаичную комнату, и никак не сгруппированы. Около внешней стены нет ни одной статуи, кроме достаточного нового изображения лежащего Будды. В северной части пещеры фигуры стоят в два ряда.

Ближе к восточной стене святилища непрерывно капает вода, просочившаяся сквозь потолок пещеры из пустот на вершине скалы, где она скапливается после дождя. Капли собираются в сосуд, расположенный в небольшом квадратном углублении в полу, и используются исключительно для религиозных целей.

Все поверхности в этой пещере, будь то камни или стены, расписаны яркими красками с преобладанием желтого цвета. На потолке около входа в основном изображены сцены из жизни Будды до и после просветления. Здесь художник также попытался отобразить предыдущие рождения Будды. Возможно, посетителям этого святилища будет интересно узнать, по крайней мере, о нескольких из этих фресок. Вот основные изображения, расположенные в этой части пещеры:

  1. Принц Сиддхартха, будущий Будда, выходящий из дворца, чтобы продемонстрировать свое воинское искусство.
  2. Принц Сиддхартха, демонстрирующий мастерство лучника.
  3. Принц Сиддхартха, уходящий из дома в поисках истины.
  4. Монстры армии Мары, армии зла, атакуют Будду.
  5. Злобный Мара сброшен со слона и побежден Буддой.

У восточного края пещеры за рядом статуй Будды находится небольшой альков, образованный огромным скальным выступом. Стены его сплошь покрыты фресками. На входе в этот альков стоит статуя короля, как считается, Ниссанкамаллы (Nissankamalla), который активно восстанавливал этот храм. Похоже, что в этой части пещеры художник решил отобразить историю острова. Сюжеты фресок, расположенных здесь, начинаются с самого раннего и наиболее невероятного периода истории страны. Среди этих фресок – подвиги Виджайа (Vijaya), первого исторического правителя страны, который, как считается, прибыл из Индии. Эти сюжеты выделяются на общем фоне и занимают огромное пространство. Художник упомянул также и морское путешествие этого героя, изобразив судно, окруженное морскими чудовищами.

Следующие фрески, заслуживающие внимания, изображают признание на острове Будды после того, как сюда прибыли священные реликвии и дерево Бо. Художник изобразил короля Деванампиятисса (Devanampiyatissa) (205-210 г. до н.э.), который правил страной перед тем, как на Шри-Ланку пришел буддизм, управляющим плугом, в который запряжена пара слонов, в сопровождении монахов во главе с Архатом Махиндой (Mahinda), принесшим буддизм на Шри-Ланку.

На другой фреске изображено строительство великих чайтья и других важных религиозных зданий в Анурадхапуре.

Наиболее выдающейся исторической фреской в этой части пещеры является изображение поединка между Дуттхой Гамани (Duttha Gamani), величайшим героем сингалов, и Эларой (Elara), индийским узурпатором, который в течение 44 лет правил северной частью острова. Изображение наполнено эмоциями и гораздо более пропорционально, чем остальные исторические фрески. Индийский король изображен пронзенным копьем своего врага и падающим со слона.

В северной части этого алькова стоят две деревянные статуи. Согласно общепринятому мнению, эти фигуры изображают божеств. Одна из них принадлежит Вишну, известному индийскому богу, чьи изображения во многих храмах Шри-Ланки находятся рядом со статуями Будды. Другая, как считается, изображает Суману (Sumana) (или Самана (Saman)), одного из четырех богов-хранителей острова. Согласно Великой Хронике, Санрантакута (Sanrantakuta), то есть пик Адама, где Будда оставил свой след, названа так потому, что на этой пике живет девараджа (король богов) по имени Сумана. Обе статуи мастерски выполнены и раскрашены, однако в настоящее время нуждаются в реставрации.

В северной части пещеры расположены четыре статуи сидящего Будды, обращенные к основному залу. Считается, что эти статуи принадлежат Какусанде (Kakusanda), Конагаме (Konagama) и Кассапе (Kassapa), предшественникам Гаутамы, которого изображает последняя статуя.

Справа от северного входа в эту пещеру находится стоящая фигура, развернутая в сторону главной статуи святилища, которая, как считается, изображает короля Ваттагамани Абхайю (Vattagamani Abhaya), который первым сделал пожертвование храму Дамбуллы. Во всех отношениях, это самая грубо сработанная статуя. А одеяние короля самое простое и наименее украшенное.

Пещера № 3 (Маха Алут Вихарая (Maha Alut Viharaya))

Эта пещера, названная Маха Алут Вихарая (Великий новый храм), отделена от пещеры № 2 кирпичной стеной. Считается, что до 18 века она служила кладовой.

Главный вход в эту пещеры, уступающий по размеру только проходу во вторую пещеру, закрыт дверью. Эта пещера была превращена в святилище по указанию Кирти Шри Раджасинха (Kirti Sri Rajasinha), который в восемнадцатом веке реформировал буддистскую церковь. Он был последним, кто вносил значительные пожертвования на содержание храма в Дамбулле, и именно благодаря ему появилась большая часть новых фресок и были проведены реставрационные работы. Слева от входа в пещеру стоит статуя прекрасной работы, изображающая этого короля в соответствующих его положению одеждах, напоминающих одеяния королей династии Наяккар (Nayakkar), которые правили страной до того, как она была завоевана британцами в 1815 году.

В длину пещера достигает 27,5 метров и 25 метров в ширину, а постепенно понижающийся свод пещеры имеет высоту около 11 метров. Все обширные своды и стены этой пещеры также покрыты яркими фресками. Эти изображения повествуют о самых различных событиях из жизни известных буддистов, некоторые из них связаны с жизнью Просветленного, другие рассказывают историю буддизма. Художественная традиция этой пещеры относится к периоду Канди.

В пещере находятся пятьдесят скульптурных изображений Будды.

Главная статуя святилища, обращенная лицом к входу, изображает стоящего Будду и украшена драконом Тораной (Torana). Статуя и Торана вырезаны из цельной скалы.

Одна из скульптур в этой пещере изображает лежащего Будду, положившего голову на правую руку, которая покоится на подушке. Эта статуя очень похожа на изображение в пещере № 1. В длину скульптура достигает около 9 метров, пропорции тела соблюдены, лицо красиво, а спокойное выражение его удивительно умиротворенное и приветливое. Кроме того, в пещере находятся семь статуй стоящего Будды высотой около 3 метров; остальные скульптуры выполнены в натуральный размер или чуть ниже. Большинство из них выкрашены в ярко-желтый цвет; на трех надеты красные одеяния. Для тех, кто изучает кандийское искусство и скульптуру, эта пещера, несомненно, предоставит огромное количество интересного материала.

Пещера № 4 (Паччима Вихарая (Paschima Viharaya))

Эта пещера носит имя Паччима Вихарая, или Западный Храм. В длину она составляет около 16,5 метров, а в ширину – 8 метров; свод пещеры, который резко понижается по мере движения вглубь помещения, достигает высоты 8 метров.

В пещере находятся десять фигур Будды. Главная статуя, украшенная драконом, такая же по размеру, как и все остальные фигуры. Она представляет собой прекрасное изображение Будды, сидящего в позе медитации (дхьяна мудра), вырезанное из той же скальной породы, которая образует саму пещеру. Статуя была расписана яркими красками в период Канди и прекрасно сохранилась. Черты лица переданы превосходно. Удлиненные уши с проколотыми мочками. Четко очерченный нос, глаза и губы; немного покатый лоб. Свободно струящиеся одежды закрывают тело от плеча до щиколоток, оставляя открытым только право плечо. Складки на одежде изображены канавками. Три канавки обозначают шею.

Одежды на статуе ниспадают красивыми свободными складками. Волосы на голове обозначены рядами шишечек и собраны в пучок на затылке. Остальные статуи расположены в ряд по обеим сторонам от основного изображения.

Эти скульптуры тщательно проработаны и раскрашены в яркие цвета. Большинство из них изображают Будду в полный рост или выше. В центре пещеры находится небольшая ступа (чайтья), называемая Сома Чайтья (Soma Cetiya). Потолок, стены пещеры и передняя стена ярко раскрашены и украшены рядом фигур, в основном, изображений Будды.

Золотая статуя Будды и музей

Часто на изображениях Дамбуллы можно увидеть большую золотую статуя сидящего Будды, но это лишь современная статуя под которой находится музей буддизма. Отсюда начинается подъем к пещерному храму.

Золотой пещерный храм Дамбулла охраняется ЮНЕСКО.

Фото Дамбуллы



  • DSC_2714

  • DSC_2699


  • DSC_2690


  • DSC_2706


  • DSC_2692

  • DSC01793

Пещерный храм Дамбулла был преподнесен в дар, в знак благодарности, Ордену буддийских монахов, приютивших короля Валагамбаху во время 14 летней оккупации столицы Анурадхапуры (89 - 103 гг. до н.э.). Об этом свидетельствуют брахминские надписи над вхом в пещеры. Храм, построенный в 150 м. скале, состоит из 5 пещер. Здесь находится самая большая коллекция статуй Будды, многим из которых уже более 2000 лет. Остатки штукатурки со следами краски снаружи пещер указывают на то, что храм представлял собой сплошную галерею живописи. Храм датируется 1 в. до н.э., но достраивался и восстанавливался в XII и XVIII веках.
Девараджалена.
В небольшой пещере 14 м. скульптура лежащего Будды с преданным учеником Анандой у его ног воссоздает момент входа Будды в Нирвану. Там же у ног другая статуя Будды, а 3 статуи Будды в медитации и бог Вишну расположены около головы лежащего Будды. Принято считать что все семь скульптур, занимающих практически все пространство пещеры, относятся к I в . до н.э. и являются творением короля Валагамбаху. Однако искусствоведы датируют их более поздним периодом. Название пещеры объясняется присутствием бога Вишну, под покровительством которого храм Дамбулла был построен. Вероятно, названия пещер появились намного позже, так как только в 1726 году хроники впервые сообщают их. Живопись на стенах и потолке почти невозможно различить из-за слоя сажи от благовоний и масляных лампадок верующих. Часовня бога Вишну, где совершаются регулярные службы, примыкает к пещере снаружи.
Махараджалена.
Вторая пещера, самая большая и впечатляющая, датируется I в . до н.э. При входе в храм с левой стороны деревянная статуя короля Валагамбаху, построившего храм, правая рука которого поднята в жесте учения. Напротив входа в пещеру, под аркой в виде мифического дракона, центральная скульптура Будды в натуральную величину. Левой рукой Будда поддерживает свободный конец робы, жест правой руки - жест протекции. Статуя имеет большое сходство с коллосальными скульптурами периода Анурадхапуры, но выражение лица не такое умиротворенное, что возможно явилось результатом реставрационных работ. Под свежим слоем краски видны следы позолоты. Слева от стоящего Будды бог Майтрея, покровитель Канди, с лотосом в руке, а справа бог Ната (будущий Будда), на лицах которых застыло выражение спокойствия. За ними следуют боги Упульван (он же Вишну синего цвета) и Саман (золотого цвета), хранитель отпечатка ступни Будды на вершине Пика Адама. Размеры статуй одинаковые, различны только выражение лиц и цвет. Храм Дамбулла - единственное место на Шри-Ланке, где статуи Будды, Майтреи и Наты стоят рядом. Две другие статуи богов Упульвана и Самана так же уникальны, так как находятся в непосредственной близости к Будде. Справа в углу статуя короля Кирти Шри Ниссанкамаллы, во многом схожая со статуей короля Валагамбаху.
Ступа в пещере окружена 11 скульптурами Будды в медитации. Над головами двух из них изображен змеиный король Мучалинда, предоставивший Будде укрытие на шестой неделе после прозрения. Статуи Будды и богов располагаются вдоль стен и создают атмосферу спокойствия и умиротворения. 16 стоящих статуй Будды и 40 в медитации сделаны из кирпича, дерева и гранита и покрыты слоем штукатурки и краски. Среди многочисленных образов Будды взгляд посетителей не может не остановиться на фресках, украшающих стены и потолок. С левой стороны на потолке отображены главные моменты жизни Будды: его рождение, отречение от царской жизни, прозрение, семь недель после озарения, чтение первой проповеди, уход в блаженство Нирваны...
По правую руку за статуями Будды в углу ближе к потолку воспроизведены некоторые важные события из истории буддизма и истории страны: король Деванампиятисса встречает святого Махинду, принесшего учение Будды и реликвии на Шри-Ланку; первая проповедь Махинды; строительство первого буддийского монастыря в Михинтале; посадка саженца дерева знаний в Анурадхапуре; король Деванампиятисса плугом обозначает границу Анурадхапуры, придавая городу статус буддийского центра... История страны отражена в главных моментах: высадка Виджая (основоположника сингальской нации) на острове, битва королей Дутугемуну и Эрала на слонах... Тот факт, что во многих местах рисунки наносились на уже имеющиеся, свидетельствует о том, что храм расписывали на протяжении продолжительного периода времени, до XVIII века.
Маха Алут Вихарая.
Храм построен сравнительно недавно в XVIII веке королем Кирти Шри Раджа сингхе, последним правителем Канди, статуя которого находится здесь же. Пещера размером 27 х 10 м. имеет два входа в виде арок, украшенных драконом Макара Торана. 56 статуй, среди которых спящий 9 метровый Будда, 13 Будд в позе лотоса и 42 стоящих, окружают скульптуру Будды в медитации в центре зала. Потолок украшен изображениями 1000 Будд в медитации.
Паччима Вихарая.
Построена в I в . до н.э. королем Валагамбаху. Небольшая 16 х 8 х 8 м, но интересная пещера, в центре которой небольшая ступа, недавно ограбленная искателями сокровищ. Предполагают, в ступе были замурованы драгоценности супруги короля Валагамбаху.
Девана Алут Вихарая.
Сравнительно новая пещера использовалась в качестве склада перед тем, как была переоборудована в храм. Когда и кем построена неизвестно. В пещере 11 статуй будды, по 5 статуй возле головы и ног спящего Будды, а так же статуи богов Вишну, Катарагамы и местного бога Девата Бандары. Судя по надписям на стене, храм отремонтирован в 1915 году.

Небольшой город Дамбулла стал местом паломничества не только ланкийцев, которые приходят попросить поддержки небес, исполнения желаний, знаков свыше, но и туристов, устремляющихся сюда, дабы полюбоваться храмовым комплексом более чем с 22-ухвековой историей. Видели бы вы, с каким придыханием произносят местные жители: “ДамбУллэ”! Сразу ощущаешь всю важность и сакральность этого “намоленного” места.

Я была здесь несколько раз – и с гидом, и самостоятельно – и каждый раз открывала для себя что-то новое в этом единстве природы, искусства и божественного начала. Даже те, кому философия буддизма не слишком известна и близка, здесь могут почерпнуть для себя много интересного и познавательного.

Храмовый комплекс включает в себя Золотой храм, пять основных пещерных храмов и более чем 70 пещер. Свой вклад в оформление пещерных храмов в разные периоды истории Цейлона внесли все ключевые правители острова. Здесь можно познакомиться с искусством скульптуры и живописи мастеров Шри-Ланки разных времен. Без преувеличения можно сказать, что – это многовековой срез религии, культуры и искусства Цейлона.

Чтобы посещение храмов Дамбуллы стало более интересным мероприятием, чем просто прогулка по гротам среди статуй, обязательно нужно немного подготовиться, дабы понимать, куда мы идем, что смотрим, в чем тут основная идея. Это позволит усилить впечатление от увиденного, глубже проникнуться духом и атмосферой места. Соответствующий настрой и немного знаний помогут преуспеть в этой миссии. Я не раз ловила себя на ощущении, что всё в этом действующем монастыре способствует достижению гармонии с внутренним миром, избавлению от стрессов, а кроме того, позволяет просто насладиться прекрасным.

Этот объект всемирного наследия ЮНЕСКО занимает более 20 гектаров на вершине горы высотой около 350 метров над уровнем моря. Поднимаясь от входа в комплекс наверх к пещерным храмам, можно бесконечно любоваться открывающимися живописными картинами тропического леса. Сам подъем займет не более 10 минут.

История

Первыми, кто заселил эту местность, были племена, проживавшие на Шри-Ланке еще до появления буддизма. Об этом свидетельствуют найденные в некоторых пещерах захоронения, которым более чем 2 700 лет.

В давние времена столица острова находилась в городе Анурадхапура. Изгнанный неприятелем из своей столицы король Валагамбаха обрел в одной из пещер пристанище и защиту местных монахов. После 14 лет изгнания, вернувшись на престол, в качестве благодарности король приказал создать в этой пещере храм. Так в I веке до нашей эры и началось создание храмового комплекса в Дамбулле. Обратите внимание на надпись над входом в храм: она описывает этот исторический факт на языке брахманов. С тех пор храмы Дамбуллы стали местом поклонения всех буддистов.

Храмовый комплекс в Дамбулле перестраивался много раз, потому что каждый правитель хотел внести свой вклад в обустройство этого священного для буддистов места. Вот самые значительные изменения:

  • В XII веке под руководством короля Ниссанкамаллы в храмах были покрыты золотом 73 статуи Будды, после чего храм стали называть Золотым пещерным храмом.
  • В XVIII веке были внесены существенные изменения в саму архитектуру храмового комплекса, а также в настенную роспись. Занималась этим целая плеяда известных художников Шри-Ланки. И по сей день их потомки занимаются поддержанием и реставрацией росписей в храмах на основе секретных семейных рецептов красителей.
  • В XX веке пещерные храмы, располагающиеся внутри скалы, были прикрыты от воздействия ветра арочной колоннадой и фронтонами.

Часы работы

Кассы и Музей буддизма с сокровищницей работают с 7:30 до 18:00. Чтобы купить билет, необходимо пройти справа от здания с огромной статуей золотого Будды, которое располагается непосредственно у проезжей части. В режиме работы касс есть перерыв - с 12:30 до 13:00.


Сколько стоит

Стоимость посещения храмового комплекса Дамбуллы для туристов стоит 10 долларов (1 500 рупий). В зависимости от курса доллара цены могут меняться.

Поскольку храмы Дамбуллы действующие, вам необходимо снимать обувь перед входом. Непосредственно наверху перед пещерными храмами и билетным контролем организован пункт хранения обуви. Стоимость услуги – 0,17 долларов (25 рупий), но можно оставить обувь и рядом с храмом бесплатно, вот только никто не несет ответственности за ее сохранность. Обычные сланцы никому не нужны, но если у вас дорогая обувь, то лучше отдать ее в камеру хранения.

Что посмотреть

Несмотря на то, что храм называется Золотым, здесь вы не встретите роскоши, подобной той, что есть в . Отличительная черта храмового комплекса в Дамбулле – огромное собрание статуй Будды в разных позах, насчитывающих более 2 000 лет, а также картин, повествующих о его рождении, прозрении, отречении, чтении проповедей и других этапах его жизни. Из всех древних религиозных сооружений Шри-Ланки Золотой храм Дамбуллы сохранился лучше всего.

.

Храмовый комплекс Дамбуллы состоит из нескольких объектов. Первый из них – Золотой Храм – встречает паломников и путешественников под горой, недалеко от дороги, парковки и автобусной остановки. Но! Это современная постройка, которая имеет опосредованное отношение к цели нашей поездки. Здесь располагается Музей буддизма и административные помещения. При покупке билета в Храмовый комплекс Дамбуллы вы можете осмотреть и экспозицию музея. В основном это подарки, которые в разное время были преподнесены храму, информация об основных руководителях монастыря, их фотографии, а также, конечно, статуи Будды и картины из его жизни.

И еще – именно здесь, справа, находятся кассы. Если вы сразу подниметесь к пещерным храмам, то вам придется спускаться обратно за билетом.

Далее вверх по ступеням мы направляемся к пещерным храмам Дамбуллы – это пять основных пещер, которые открыты для посещения. Здесь есть и множество других пещер и гротов, но они не имеют особенного культурного значения, так как в них ни росписей, ни статуй, ни других ценностей не сохранилось. Пройдя контроль, мы выходим на площадку, где перед нами открывается белоснежная колоннада, расположенная под отвесной скалой. Именно за ней и находятся вышеупомянутые пять пещерных храмов:

  • Девараджалена
  • Махараджалена
  • Маха Алут Вихарая
  • Паччима Вихарая
  • Девана Алут Вихарая

Прежде всего, каждый, кто входит в первую из пещер храма – Девараджалену (Devaraja Vihara) – видит огромную статую лежащего Будды, которая занимает практически все место в храме. Паломникам и туристам приходиться тесниться здесь, чтобы рассмотреть все детали обстановки.

Сюда же приходят молиться верующие, служители приносят пищу в качестве приношения Будде, здесь постоянно зажигают свечи, лампады и благовония. Из-за этих ритуалов стены пещеры очень закопченные, а роспись еле различима. Однако при желании можно рассмотреть с левой стороны от Будды несколько эпизодов его жизни. Можно отметить, что, помимо статуи Будды, здесь располагаются фигуры его ученика Ананды, а также небольшая статуя бога Вишну у изголовья Будды. Несколько более скромных статуй Будды расположено по углам пещеры. Несмотря на 22-вековую историю пещерного храма, а именно эта пещера была создана первой еще королем Валагамбахой, все статуи сохранились в хорошем состоянии. Потрясающее чувство испытываешь, когда прикасаешься к чему-то столь древнему!

Из толчеи самой старой пещеры мы переходим в не менее древнюю, но самую просторную – Махараджалена (Maharaja Vihara). Это королевская пещера Дамбуллы. При входе нас встречает деревянная статуя известного уже нам короля Валагамбахи. Всего в пещере около 40 статуй Будды в медитации и 10 стоящих статуй. Только в этом храме Дамбуллы можно увидеть чудо природы – вода, которая скапливается и бежит по стенам среди узоров, не подчиняется закону тяготения: поразительно, но она бежит вверх, где капает в золотую чашу, вокруг которой располагаются статуи Будды в глубокой медитации! Пещера представляет большой интерес и для ученых, изучающих историю религии. Это единственный храм на острове, где вместе располагаются статуи Будды и более древних божеств, которым поклонялись люди в эпоху до зарождения буддизма.

В небольшой пещере Золотого храма Дамбуллы Паччима Вихарая (Paccima Viharaya) находится ступа, которая ранее использовалась как сейф для хранения украшений жены настоятеля монастыря. Однако в недавнее время ступа была разграблена. Это наиболее скромная пещера по сравнению с остальными.

Пещера, оформленная мастерами XVIII века во время правления последнего короля Канди Маха Алут Вихарая (Maha Alut Viharaya), поражает огромным количеством изображений Будды – около тысячи. Все они смотрят на тебя с высоты, кажутся одновременно похожими и непохожими друг на друга. В пещере представлено и большое количество статуй Будды – 42 стоящих и 13 сидящих в позе лотоса. По центру на ложе находится спящий Будда размером около 9 метров. Все это множество Будд создает ощущение сюрреализма, какой-то параллельной реальности, водоворота мыслей и взглядов.

Последняя пещера нашего маршрута – Девана Алут Вихарая (Devana Alut Viharaya) – самая молодая. Ранее здесь располагался склад, но в 1915 году мастера реставрировали пещеру, вернув ей сакральный смысл. Это наиболее яркая и красочная пещера, потому что с момента ее оформления прошло всего лишь 100 лет. Здесь находятся 11 статуй Будды, а также статуи божеств Вишну, Катарагама, Девата Бандары. Узнав здесь имена божеств, я раскрыла для себя загадку названий ряда городов Шри-Ланки, например, Катарагама и Бандаравела.

Что можно посмотреть рядом

  • Музей Дамбуллы (Dambulla Museum). Помимо предметов культа из пещерных храмов Дамбуллы, здесь представлены копии образцов наскальной живописи со всей Шри-Ланки, имеющие историческую и культурную ценность как для буддистов, так и для всего человечества. Располагается музей в 100 метрах вдоль шоссе на юг. Часы работы: с 7.30 до 16.30. Стоимость посещения – 1,7 долларов (250 рупий).

  • Древняя ступа Сомавати (Dambulla Somawathi Stupa). Совершенно бесплатная достопримечательность, которая располагается у подножия холма, на котором находятся Храмы Дамбуллы. Обычно туристы не доходят сюда, поэтому здесь царят тишина и покой. Чтобы добраться до ступы, нужно спуститься с западного склона холма (на карте отмечено местоположение).
  • Фруктовый рынок Дамбуллы. Не упустите возможности заглянуть на местный оптовый фруктовый рынок. Здесь в огромных количествах перевозят, фасуют, пакуют, перекладывают манго, маракую, ананасы, бананы, джекфруты, папайю и многие другие диковины природы. Купить здесь вряд ли что-то удастся, так как продажа ведется оптом, но посмотреть на процесс и масштабы торговли интересно.
  • Кондитерская. Город Дамбулла славится своими кондитерскими изделиями, которые в широком ассортименте представлены в местных кафетериях и кондитерских. В округе и не только находятся фабрики, которые выпускают множество вкусностей из меда, тростникового сахара, специй и орехов – разные и мало похожие на то, что мы обычно употребляем. Но еще более потрясают здесь бисквиты – очень натуральные, напомнили мне вкус детства. Туристы часто заходят в Bentota Bake House, чистое место с яствами по приемлемым ценам.

Как добраться

Дамбулла располагается на пересечении основных магистралей острова, поэтому ее храмовый комплекс может быть удачной остановкой в маршруте любого путешествия по Шри-Ланке.

Из Коломбо

  • Личный автомобиль. Чтобы добраться до Пещерных храмов Дамбуллы из Коломбо, необходимо следовать по трассе А1 Коломбо – Канди (Colombo – Kandy) до города Варакапола (Warakapola), после которого перейти на трассу А6 Амбепюсса – Тринкомали (Ambepussa – Trincomalle), которая и приведет непосредственно в город . Чтобы доехать до храма, необходимо уже в городе повернуть на трассу А9 Канди-Джаффна (Kandy-Jaffna), и через 2 км (4-5 минут) по правой стороне появится Золотой Храм . Всего дорога в 160 км занимает около 4 часов.
  • Автобус. С Центрального автовокзала Коломбо можно отправиться в Дамбуллу на автобусах, следующих в направлении Тринкомали (Trincomalee), Джафны (Jaffna) и Анурадхапуры (Anuradhapura). Выбирайте номера автобусов, начинающиеся на 15. Перед посадкой уточните, идет ли автобус через Дамбуллу. Время в пути – 5 часов. Также можно доехать на автобусе до Канди (Kandy), а уже оттуда добраться указанными способами.

Из Канди

  • Личный автомобиль. 75 километров на север по трассе А9 Канди – Джафна (Kandy – Jaffna) приведут вас непосредственно к храмам Дамбуллы. Они будут располагаться по левой стороне от дороги. Время в пути – около двух часов.
  • Автобус. Это самый дешевый способ добраться до Храмового комплекса Дамбуллы. Стоимость проезда – 0,5 долларов (70 рупий). Выбирайте любой автобус, следующий в направлении Дамбуллы (Dambulla), Тринкомали (Trincomalee), Джафны (Jaffna), Анурадхапуры (Anuradhapura), Хабараны (Habarana).
  • Тук-тук. Можно отправиться в Дамбулу из Канди и на тук-туке, однако это дорогое удовольствие. Около двух часов пути с ветерком будут стоить от 20 долларов (3 000 рупий) и более.

Из Галле, Матары, Хиккадувы, Велигамы

Добраться из юго-западных и южных курортных городов Шри-Ланки в Дамбуллу гораздо сложнее, но тоже возможно. В таких поездках лучше планировать посещение нескольких достопримечательностей. А посмотреть в Шри-Ланке действительно есть что. Самый быстрый способ добраться в центральные провинции острова, в нашем случае в Дамбуллу, – это поехать через Коломбо. Поскольку дорожная сеть в восточной части острова не слишком развита, а кроме того, путь идет по горам, то добираться через восток намного дольше. Да и транспорта больше именно в западной части Шри-Ланки.

  • Личный автомобиль. По скоростной трассе E01, которая переходит в E02, необходимо двигаться в сторону Коломбо (Colombo), где перейти на трассу А1, а затем на А6 и А9 (подробнее в разделе «Как добраться... из Коломбо»). Трассы E01 и E02 – платные: около 4 долларов (600 рупий). Примерное время пути до Коломбо – 1 час.
  • Автобус. Также лучший вариант – воспользоваться экспресс-автобусом до Махарагамы (Maharagama), пригорода Коломбо. Стоимость – 3,5 доллар (500 рупий). Время в пути – 90 минут. Далее на автобусе № 138 до Центральной автостанции Коломбо – 20-30 минут. Стоимость – 0,25 долларов (30 рупий). Затем двигайтесь на автобусе согласно пункту «Как добраться... из Коломбо».

Из Тринкомали

  • Личный автомобиль. До Дамбуллы можно добраться по трассе А6 Амбепюсса – Тринкомали (Ambepussa – Trincomalee), а уже в самом городе свернуть налево по трассе А9 Канди – Джаффна (Kandy – Jaffna) и через 2 километра (4-5 минут) по правой стороне увидите Золотой храм Дамбуллы. Путь до храмового комплекса занимает чуть менее двух часов (расстояние – 100 км).
  • Автобус. Любой автобус в сторону Коломбо (Colombo), Канди (Канди), Курунегалы (Kurunegala) доставит вас на автобусную остановку Дамбуллы. Не забудьте предупредить кондуктора или водителя, что вам нужна остановка “ДамбУлла голден темпл”. Ориентируйтесь по времени – чуть более двух часов.

Железнодорожного сообщения с Дамбуллой нет. Поездом можно добраться до Хабараны или Канди, а затем на тук-туке или автобусе приехать в Дамбуллу. Путешествие получится относительно дешевым, но время вы потратите. Кроме того, нужно будет платить за тук-тук или автобус от железнодорожной станции до храма.

На заметку туристу

  • В дождливую погоду ступени, ведущие на гору к пещерным храмам, могут быть скользкими: будьте осторожны! Хотя в целом подъем комфортный.
  • Старайтесь не фотографироваться спиной к Будде. В действующих храмах Шри-Ланки это будет считаться большим неуважением. Лучше снимайтесь вполоборота.
  • Осторожней с местными обезьянами, они очень бесцеремонные – выхватывают из рук всё, в первую очередь еду.

  • Обратите внимание, что на выезде от храмов Дамбуллы предприимчивые ланкийцы могут попросить 0,35 долларов (50 рупий) за парковку. Не платите, просто уезжайте.
  • Поездку в Золотой Храм Дамбуллы можно удачно совместить с посещением .

shus 2013

Немного истории и общей информации

Знаменитый пещерный храмовый комплекс Дамбулла (синг. Rangiri Dambulu Vihara) расположен на широкой каменной террасе, находящейся на юго-западном склоне огромного вытянутого с юго-востока на северо-запад скального холма Дамбулу Гала (Dambulu Gala), который возвышается над окружающей его равниной на высоту около 180 м.

Западное и южное подножье Дамбулу Гала представляет собой нагромождением огромных валунов. Полученные в результате археологических раскопок данные говорят о том, что пещеры, обустроенные в пространствах между и под этими валунами служили жилищем не только для буддистских монахов с 3 в. до н.э., но и для древних обитателей острова, населявших эти места еще в доисторические времена.

С приходом буддизма на Шри Ланку и принятием его в качестве государственной религией первым ланкийским буддистским королем Деванампия Тиссой в 3-ем веке до н.э. в Дамбулле был основан один из первых на острове буддистских монастырей, в состав которого входило около восьмидесяти пещерных жилищ монахов.

Первое упоминание в сингальских хрониках о Дамбулле, как храмовом комплексе, относится к 1-ому в до н.э. – периоду правления короля Ваттагамани (Vattagamani Abhaya, Walagamba) (103 до н.э. и 89-77 до н.э.), который использовал Дамбуллу и Михинтале в качестве убежища в период 14-тилетней оккупации Анарадхапуры тамилами.

После изгнания оккупантов и возвращения в Анурадхапуру в качестве правителя Шри Ланки Ваттагамани в знак признательности приказал обустроить около холма Дамбулла буддистский монастырь, обработать скальную нишу на верхней террасе и оборудовать в ней три храма – нынешние Пещеры N1, N2, N4. Согласно преданию в них до сих пор находятся несколько каменных статуй, высеченных во времена Ваттагамани.

В каком виде Дамбулла существовала в последующие тысячу лет доподлинно неизвестно, т.к. следующее упоминание о ней в исторических хрониках относится уже к периоду правления первого короля Полоннарувы Виджая Баху I (Vijaya Bahu I) (1055-1110 г.г), который также занимался обустройством и улучшением монастыря и храмов Дамбуллы.

Последние в ранней истории Шри Ланки значительные пожертвования храмам в Дамбулле были сделаны королем Полоннарувы Ниссанка Маллой (Nissanka Malla) (1187–1196), о чем свидетельствует его эдикт высеченный на скале справа от Пещеры N 1. В нем утверждается, что Ниссанка Малла приказал позолотить 50 статуй Будды, и выделил значительную сумму для проведения грандиозной пуджи (праздничного ритуала).

В этой же надписи сообщается, что Ниссанка Малла дал пещерному храму, который с древних времен согласно историческим хроникам назывался Джамбукола Вихира (Jambukola Vihara), новое (или дополнительное) название – «Пещера золотой горы» (санскр. Suvarna giri guha).

Современное название храмового комплекса «Рангири Дамбулу Вихара» (Rangiri Dambulu Vihara) является объединением этих двух древних названий, т.к. палийское Джамбукола со временм трансформировалось в сингальское «Дамбулу», а «Золотая гора» по-сингальски звучит как «Рангири» (ran (золотой) + giri (гора)).

Следующие упоминания о Дамбулле относятся уже к эпохе Канди, а свой нынешний вид храмовый комплекс получил в период правления короля Кирти Шри Раджасинха (Kirti Sri Rajasinha) (1747-82), который подверг храмовый комплекс основательной реконструкции и дополнениям, а так же соорудил и обустроил еще одно святилище – Пещеру N3.

Последним крупными дополнениями и изменениями, произведенными в Дамбулле, были сооружение «Второго нового храма» (Пещера N5, время постройки – предположительно в начале 20-го века) и осуществленная в 1938 году масштабная реконструкция внешней части храмового комплекса, которая включала в себе сооружение крытой галереи вдоль всех пещер, обустройство подходов и прилегающей площадки и т.п.

От тикет-офиса до пещерных храмов

У юго-западной оконечности скального холма рядом с автодорогой А9 (Джафна-Канди) находится площадка, с которой и начинается посещение Дамбуллы (см. план-карту ниже). Здесь расположены автобусная остановка, парковка, тикет-офис (2) , небольшая ступа (1) и помпезный храм, увенчанный гигантской скульптурой Золотого Будды (3) , слева от которого начинается лестница, ведущая к пещерным храмам (4) . Метрах в трехстах южнее ступы у обочины дороги находится музей Дамбулы (5) , а чуть дальше него – арка с макара-тораной (6) , от которой так же можно пройти до пещерных храмов (см. карту).

При самостоятельном посещении Дамбуллы надо быть очень внимательным и не забыть приобрести входные билеты в тикет-офисе, который находится справа от храма с Золотым Буддой. Контроль билетов расположен на самом верху: во входном павильоне перед входом на площадку перед пещерными храмами (8) , а до этого никто и никак не напоминает о необходимости приобретения билетов и не проверяет у туристов их наличие. Случалось, что людям уже поднявшимся до пещерного комплекса, приходилось спускаться обратно вниз за билетами.

Мы планировали подняться от Золотого Будды (3) до пещерных храмов (9) , а затем спуститься вниз по пологой скале до арки (6) и пройти к музею (5) (где нас должен бы был ждать водитель). Кроме этого я собирался подняться на макушку скального холма (там есть дырка в ограждении и тропинка, идущая вверх по заросшей ложбине) и объехать вокруг Дамбуллы (посмотреть некоторые намеченные места).

Но как только мы добрались до Дамбуллы зарядил дождь, который довольно быстро перешел в сильный ливень. По этой причине свои планы пришлось ограничить походом до пещерных храмов и обратно.

Метрах в десяти от выхода с парковки находится сияющая свежей позолотой небольшая ступа.

Если пройти от нее немного влево и вперед, то открывается вид на «Золотой храм Дамбулла» («Golden temple of Dambulla» – так написано на табличке над входом).

Название «храм» предназначено для удобства европейцев (под таким именем Дамбула внесена и в список Мирового наследия). Само строение относится к буддистскому монастырю Рангири Дамбулу Вихара, а храмов в привычном нам смысле у буддистов тхеравады попросту нет (изваяния Будды являются всего лишь памятниками Учителю и никакой мистической силой не обладают).

Справа от площадки перед «Золотым храмом» находится административное здание (см. левое фото ниже), с обратной (от дороги) стороны которого и располагается тикет-офис (правое фото ниже). Невысокая стоимость билета (по меркам остальных объектов «Культурного треугольника») – 1500 рупий (~$12) в Дамбулле вероятно компенсируется ее большой проходимостью, т.к. «Золотой храм» расположен прямо около одной из главных туристических магистралей A9 примерно на полпути между Канди и Анурадхапурой и наверное нет такой тургруппы, которая миновала бы это место.

При посещении буддистских храмов существует определенный дресс-код, поэтому девушек в трусах и с голыми плечами (левое фото ниже) в пещерные храмы дальше входного павильона не пустят, если только кто-нибудь не поделится с ними платками и саронгами (я не уверен, но по-моему на Шри Ланке в отличии от других стран в тикет-офисах такие вещи в прокат не выдают).

Вход в современное здание монастыря, больше похожего на диснейлендовский павильон, оформлен в виде головы киртимукхи (kirtimukha ) – мифического чудовища, являющегося центральным элементом традиционной ланкийской арки макра-торана (makara-torana ) и украшен вывеской «Golden Temple Dambulla». Образ киртимукхи обычно несет в себе определенный символизм, но здесь его изображение скорее всего используется для придания зданию большей экзотичности.

Внутри здания согласно вывески находится «Buddhist museum», но мы туда не заходили.

Начало каменной лестницы (4) , ведущей к пещерным храмам, расположено слева от здания «Золотого храма» за бутафорской каменной аркой.

Метров через двадцать лестница выходит на плоскую скальную «спину» и дальше движение продолжается по широкой дорожке, которая представляет собой огороженную поручнями поверхность скалы (с двумя или тремя короткими лестничными пролетами).

Еще метров через сто дорожка выходит на «перекресток» (7) с другой тропой, идущей по широченной скальной «спине» снизу от придорожной арки с макара-тораной (6) (см. карту выше).

От перекрестка путь наверх лежит по крутым каменным лестницам, которые перемежаются короткими грунтовыми площадками.

Перед выходом на длинный пологий участок скалы перед входным павильоном пещерных храмов я усадил супругу под дерево, а сам отправился на прилегающую скалу посмотреть как выглядит уходящая вверх зеленая лощина.

Поросшая густым лесом лощина и возвышающаяся над ней вершина Дамбуллы выглядели очень привлекательно, а тянущееся вдоль скалы проволочное ограждение имело несколько рукотворных проходов (вероятно проделанных местными краеведами).

Но дождь продолжал лить как из ведра и, выбросив из головы дурные мысли, я вернулся назад на лестницу, чтобы продолжить путь к пещерным храмам.

Метров за сто пятьдесят до террасы с пещерными храмами лестница переходит в череду широких мощеных площадок, которая оканчивается пунктом хранения обуви (в буддистские священные сооружения можно входить только босиком) и входным павильон с контролем билетов.

Пещерный храмовый комплекс Дамбулла

Храмовый комплекс Дамбулла расположен на широком каменном уступе на высоте около 100 м над уровнем окружающей равнины. Он состоит из пяти пещерных храмов, расположенных в череде естественных скальных ниш, которые были углублена и расширены при строительстве храмовых помещений. Пещера N1 (1) отделена от других пещер скальным выступом, а остальные пещерные храмы разделены между собой обычными кирпичными стенками.

Левое фото ниже: вид с крыльца входного павильона на Пещеру N1, правое фото: вид от Пещеры N4 в сторону входа (на переднем плане – водоем).

О происхождении и времени первого упоминания названия всего храмового комплекса написано выше, а вот как назывались отдельные пещеры в древности доподлинно неизвестно – их нынешние названия впервые упоминаются в исторических хрониках только в начале 18 века.

Вдоль пещер протянулась широкий двор длинной около 130 м, площадка которого представляет собой выровненную каменными плитами пологую поверхность скалы. Со стороны обрывы площадка огорожена традиционной волнообразной оградой «валакулу бемма » (4) . На самом краю площадки напротив Пещеры N 1 вплотную к ограде расположена платформа с деревом Бодхи (бодхигхара ) (5) .

Ограда «walakulu bemma» представляет собой ряд повторяющихся треугольных элементов, каждый из которых в свою очередь состоит из трех треугольников с расположенными по центру треугольными же отверстиями, и символизирует буддийскую триратну (triratna – «Три драгоценности»: Будда, Дхарма и Сангха).

К фасадной части всех пещер пристроена приподнятая над уровнем двора современная веранда-галерея (6) с наклонной крышей, арочными оконными и дверными проемами, на которую с территории двора можно подняться по небольшим каменным лестницам.

Пещера N 1 – Девараджалена (Devarajalena, Пещера повелителя богов)

К передней части Пещеры N1 (как и остальных пещер) примыкает веранда с арочными проемами и наклонной крышей. Вход на веранду оформлен в виде портала, перед которым находится небольшая (три ступеньки) каменная лесенка, а справа от нее – округлая каменная емкость и площадка для омовения ног, подозрительно напоминающая шиваитскую питху с отломанным лингамом.

Справа от веранды Пещеры N1 под небольшим навесом расположена наскальная надпись, содержащая эдикт короля Ниссанка Малы (1187 – 1196 г.г).

Надпись представляет собой идеально выровненный участок скалы размером 1.75 м на 1.1 м, на котором высечены 25 линий текста, выполненного старосингальским алфавитом.

Вход в пещеру обрамляет традиционная арка макара-торана . Здесь она выглядит довольно непрезентабельно (если не сказать больше) и примечательна только «нестандартными» головами макар .

На Шри Ланке практически во всех храмах над входным проемом располагается традиционная для многих стран Южной и Юго-Восточной Азии арка особого вида, которая называется мáкара-торaна (makara – мифическое чудовище + torana – арка, ворота).

Главными элементами ланкийской макара-тораны являются:

(1) киртимукха (kirtimukha) – расположенный по центру арки лик с разинутой пастью и выпученными глазами;

(2) две симметрично расположенные ниже него макары (makara) – мифические чудовища с пастью крокодила, хоботом слона, лапами льва, телом рыбы и хвостом павлина, пасти которых соединены с пастью киртимукхи гирляндой;

(3) пара богов-охранителей, восседающих на спинах макар.

Практически все помещение пещеры заполнено расположенной вдоль задней стены огромной (около 14 м) статуей лежащего Будды (Махапаринирвана Будды). Полностью высеченная из камня и покрытая стукко скульптура считается одной самых древних в Дамбулле.

У северо-западной стены, рядом с головой Будды находится вход в небольшое святилище Вишну-Упулвана, над двустворчатой дверью которого располагается изображение мифической птицы Гаруды – ездового животного (ваханы) бога Вишну.

Справа от ног Будды в углу располагается статуя его любимого ученика и сводного брата Ананды, а рядом с ним – еще одно изваяние Будды, сидящего в позе медитации (дхьяна-асана ), позади которого на стене изображен разноцветный ореол.

Потолок пещеры разрисован традиционными буддийскими сюжетами, но в настоящее время многие росписи почти не видны из сильного слоя копоти – результат многолетнего использования масляных светильников.


Слева от входа в пещеру на той же веранде располагается девале Вишну-Упулвана (3) (синг. devale – храм божества, а Упулван – это имя Вишну в ланкийском буддизме).

Девале расположен точно напротив того места, где в пещере находится двустворчатая дверь святилища Вишну. Как я понял, это одно и тоже святилище Вишну-Упулвана, но с двумя входами, при чем скорее всего внутренний вход – средневековый, а тот, что снаружи – современный.

При девале находятся два приветливых улыбчивых служителя. Тот, который сидит, вероятно является капуралой этого храма (капурала (kapurala) – это уважаемый буддист из наследственной линии, который выполняет функции главного священника (пуджари ) в таком вот буддистском, но не буддийском святилище).

Пещера N 2 – Махараджалена (Maharajalena, Пещера Великого Правителя)

Махараджалена является самой большой и самой впечатляющей пещерой комплекса. Внутри нее находятся 56 разнообразных скульптур, а ее размеры составляют 38 м в ширину, около 23-х м в глубину и 6.4 м в высоту в передней части пещеры.

Чтобы попасть в Пещеру N2 надо подняться по одной из двух каменных лестниц на общую с соседней Пещерой N3 веранду-галерею. Веранда находится в глубине, под скальным козырьком, поэтому над ней снаружи хорошо видна традиционная катарама – небольшой карниз в виде неглубокой канавки, вырубленный вдоль скалы для защиты от стекания дождевой воды внутрь пещеры.

В пещеру ведут два входа левый (северо-западной) и правый (юго-восточный), но попасть в нее можно только через левый вход (он же является и центральным, т.к. напротив него расположен главный образ этого святилища), поскольку дверь правого входа постоянно заперта.

В правом (юго-восточном) конце веранды находится небольшая ступа.

Главный вход в Махараджалену также украшен традиционной макара-тораной (см. выше).

Сразу слева от входа у стены расположена деревянная статуя короля Ваттагамани (Валагамбы), по чьему указанию согласно преданию был сооружен этот храм.

Огромный потолок пещеры и ее стены расписаны буддийскими сюжетами.

Настенные фрески в этой пещере имеют некоторое тематическое распределение: росписи левой части пещеры (напротив главного входа) в основном посвящены сюжетам из жизни и деяний Будды, а правой (юго-восточной) – преданиям по теме «Будда, буддизм и Шри Ланка»: встреча короля Деванампия Тиссы и махатхеры Махинды, строительство ступ, история Дерева Бодхи, поединок короля Дуттагамани с Эларой и т.п.

Сразу напротив входа почти посередине зала находится скульптурная группа, в центре которой расположен главный образ храма – высеченное из камня изваяние Будды в человеческий рост с правой рукой в абхая-мудре (жесте защиты). Статуя установлена на лотосовом троне в неглубокой нише упирающегося в потолок портала, верхняя часть которого выполнена в виде макара-тораны (считается, что это одна из статуй, подаренных храму Ниссанка Маллой).

По бокам от портала с образом Будды располагаются две фигуры серебристого цвета: справа – статуя бодхисатвы Майтреи (Будды следующей кальпы), а слева – буддистского бога-охранителя Натха (Natha), который является ланкийской трансформацией махаянского бодхисатвы Авалокитешвары.

Головной убор Натхи вверху украшен изображением Будды Амитабхи (это традиционный атрибут Авалокитешвары), а по центру – синха-мукхой (sinha-mukha – львиный лик). Бодхисатва Майтрея изображен с брахманским шнуром.

Рядом со статуей Ваттагамани находится фигура сидящего в позе медитации Будды, а чуть дальше вдоль правой (северо-западной) стены расположены в ряд еще пять подобных изваяний сидящего Будды, уменьшающихся в размере слева направо в соответствии с наклоном потолка.

Считается, что расположенные по центру на едином пьедестале три статуи Будды представляь собой изображение трех «исторических» будд прошлых эпох (кальп): Какусанду (Kakusanda), Конагаману (Konagamana) и Касссапу (Kassapa).

Головы всех скульптурных изображений Будды увенчана стилизованным изображением языков пламени. Это традиционный элемент присутствует пожалуй у всех образов Будды на Шри Ланке и называется он здесь «сираспата» (siraspatha). В других странах и в научной литературе обычно употребляется другое название – «кетумала» (пали, санскр. ketumala – гирлянда (или корона из языков пламени)).

Можно считать, что сираспата/кетумала имеет оригинальное ланкийское происхождение, т.к. впервые о пламенеющей короне на голове Будды упоминается в датируемой 5 в. н.э ланкийской «Большой хронике» – Махавамсе (Mahavamsa, Chapter V (92), ответ короля Нагов Махакалы королю Ашоке). В этом же тексте помимо прочего упоминается и бьямаппабха (пали byamappabha) – пламенеющий ореол вокруг тела Будды, который так же является практически обязательным элементом ланкийских изображений стоящего и сидящего Будды.

Позади статуи Майтреи у задней стены храма расположены две статуи богов-охранителей ланкийского буддизма. Левая фигура с кожей синего цвета является изваянием бога Упулвана-Вишну (Upulvan) – защитника буддийского учения на Шри Ланке, а правая (с золотистой кожей) изображает бога Самана (Saman) – охранителя буддистских мест.

Вдоль задней стены выстроились разнообразные по виду, стилю и размеру изваяния Будды, среди которых есть статуя, изображающая Будду со скрещенными на груди руками (см. ниже у левого обреза фотографии), которая вероятно является репликой статуи из в Полоннаруве.

В правом (юго-восточном) конце пещеры почти по центру зала расположено небольшое ограждение из кирпича и металлической сетки с находящимся внутри него большим глиняным горошком, в который непрерывно капает вода из трещины на потолке. По преданию вода ни разу не прекращал капать за все время существования храма – даже в период самых сильных засух. Вода из этого источник считается священной и целебной и используется только в ритуальных целях.

Примерно такие же, но ничем не огороженные горшки расставлены и вдоль центра зала.

Справа от чудодейственного источника вдоль наружной стены пещеры рядом с закрытой дверью располагается статуя лежащего Будды (Махапаринирвана Будды) и несколько изваяний сидящего и стоящего Будды.

Около наружной стены между главным входом и статуей лежащего Будды возвышается полусферическая ступа, окруженная фигурами 11-ти сидящих в дхьяна-асане (позе медитации) Будд).

«Северный» и «южный» Будда изображены укрытыми капюшонам царя нагов (мифических гигантских змей) Мучалинды.

Образ Мучалинды во всех храмах Дамбуллы несколько отличается от традиционного – здесь царь нагов изображается с тремя головами (обычно их пять или семь).

Пещера N 3 – (Maha Alut Vihara, Великий новый храм)

Во время великой реконструкции Дамбуллы королем Кирти Шри Раджасинха (Kirti Sri Rajasinha) (1747-82 г.г.) подсобное помещение, находившееся слева от Пещеры N2, было расширено, углублено и отделено от Пещеры N 2 кирпичной стеной, а в образовавшейся скальной нише было обустроено святилище под названием Маха Алут Вихара. За этот поступок король получил большую заслугу и значительно улучшил свою карму, а его статуя как главного дарителя этого храма была установлена справа от входа в эту пещеру.

Внутрь Маха Алут Вихары можно попасть через украшенный традиционной макара-тораной арочный входной проем, который расположен примерно по центру пещеры.

Справа от входа рядом с окном находится статуя создателя этого святилища – короля Кирти Шри Раджасинхи.

Прямо напротив входа располагается главный образ этого храма: фигура сидящего в позе медитации Будды за спиной которого расположена арка с макара-тораной , а справа и слева установлены две статуи стоящего Будды, представляющие собой реплики .

Сразу слева от входа вдоль наружней стены можно увидеть три изваяния сидящего Будды, а в ряд за ними – несколько статуй, изображающих стоящего Будду.

Большая часть потолка пещеры расписан мотивом тысячи Будд.

Практически все пространство вдоль левой (северо-западной) стены занимает огромная статуя лежащего Будды (Махапаринирвана Будды) длинной около 9 м.

Вдоль задней стены расположены в ряд многочисленные изображения (в основном однотипные статуи стоящего Будды).

Пещера N 4 – Паччима Вихара (Pachchima Vihara, Западный храм)

Паччама вихара своей планировкой отличается от других храмов Дамбуллы: ее глубина в полтора раза больше ширины (пещера имеет около 13.5 м в глубину, 8.2 м в ширину и около 8 м в высоту (на уровне входа)).

Внутрь Пещеры N5 ведет узкий, ничем не украшенный входной проем, сделанный в начале боковой стены пещеры.

В пещере доступна для посетителей приблизительно ее третья часть (остальное пространство отгорожено деревянными лавочками).

Сразу слева от входа находится оконный проем (он сделан в торцевой стене пещеры), а практически напротив входа у западной стены располагается главный образ Паччима вихары – высеченный из камня сидящий Будда в арке макара-торана .



Главный образ продолжает ряд подобных ему по стилю и размеру изваяний сидящего Будды.

Примерно по центру пещеры располагается небольшая ступа «Сома чайтья» (Soma Chaitiya), в которую согласно легендарному преданию были замурованы драгоценности королевы Сомавати (Somawathie), супруги короля Ваттагамани (Валагамба).

Не так давно ступа была повреждена искателями сокровищ и косая линия разлома на ее поверхности вероятно является границей между старой и восстановленной частями ступы.

У дальней стены пещеры находятся плохо различимые от входа статуи богов-охранителей Упулвана-Вишну и Самана.

Правая (восточная) стена пещеры украшена красочным рисунком, изображающим процессию архатов, делающих подношение цветами. Вдоль нее так же расположен ряд скульптурных изображений Будды разного вида и размера.

Пещера N 5 – Девана Алут Вихара (Devana Alut Vihara, Второй новый храм)

Пещеры N5 расположена немного ниже остальных пещерных храмов в самом конце площадки.

Это довольно новый храм, обустроенный на месте бывшего хозяйственного помещения в начале 20-го века, при чем точно неизвестно когда и кем он был сооружен.

Вдоль северной стены храма располагается гигантское изваяние лежащего Будды (Махапаринирвана Будды) длинной около десяти метров.

Помимо этого в храме находится еще десять скульптурных изображений Будды разного размера, расположенных в голове и ногах лежащего Будды.

С того момента, как мы начали подъем к пещерным храмам, дождь не прекращался ни на минуту. Поэтому ничего не оставалось делать, как возвращаться назад к парковке и двигаться «домой», делая по дороге прощальные фото.

На фото ниже: вид на конец площадки и галерею Пещеры N5.

Мокрые и босые туристы слушают рассказ гида около еще одной местной достопримечательности, расположенной напротив Пещеры N3.

Сама достопримечательность представляет собой довольно невзрачное сооружение с десятком розовых лилий, которое носит традиционное название «Лотосовый пруд» (на плане номер 11 ).