Туристический портал - Poxodnaya
Поиск по сайту

Музей ататюрка и войны за независимость. Музей ататюрка в анталии. Особенности, специфика, цены

Так получилось, что, попав в Анкару, добраться до Музея анатолийской цивилизации я смог только в конце рабочего дня. Директор музея доктор Хикмет Денизли убедил меня в том, что все дела нужно отложить на завтра, а сегодня побродить по анкарской цитадели, к которой прилепился музей, и зайти в один из национальных ресторанчиков, расположенных прямо в крепостных стенах и на улицах старого города, который и есть цитадель. Что я и сделал…

Отец турок

С высоты холма, на котором стоят и музей, и цитадель, открывался потрясающий вид на огромный и странный город, возраст которого определить решительно невозможно. Крепость древняя — кольца стен строились в VI и IX веках, иногда в качестве строительного материала использовались античные статуи. Сам холм облеплен глинобитными хижинами с черепичными крышами — живописными, но очень бедными. Такое строили на Востоке во все времена. А вокруг — современный город, возведенный в основном после второй мировой войны. Когда солнце зашло, вспыхнуло множество огней, среди которых выделялись два ярких пятна — самая большая в Турции мечеть Коджатепе, построенная в 1987 году, и мавзолей Кемаля Ататюрка («Отца турок») — первого президента Турецкой Республики, человека, который в 20—30-е годы ХХ века совершенно изменил облик страны. Именно он в начале ХХ века превратил маленький городок с населением 16 тысяч человек, известный только козами и ангорской шерстью, в столицу огромной страны, наследницы величия Османской империи. Впрочем, Мавзолей Ататюрка виден в Анкаре отовсюду в любое время суток и при любой погоде. На следующий день я узнал, что самый знаменитый в мире и самый обожаемый своим народом турок сыграл решающую роль и в судьбе Музея анатолийской цивилизации. В конце 1920-х Ататюрк предложил создать в Анкаре хеттский музей. И тогда в столицу из других музеев начали свозить объекты, относящиеся и к периоду хеттского царства (XVIII—XII века до н. э.), и к тем культурам, которые предшествовали хеттской. Их собирали на базе археологического музея, открытого в башне Аккале в 1921 году — в разгар национально-освободительной войны, призванной вернуть туркам помимо утраченных территорий, оккупированных Грецией, еще и национальное достоинство: помочь стране преодолеть комплекс поражения в Первой мировой войне. Именно музей обозначил преемственность новой Турции по отношению к древнейшим, почти мифологическим цивилизациям — прежде всего хеттской. Не случайно выставка в Японии, на которой сейчас находятся многие его экспонаты, называется «Три великие империи: Хеттская, Византийская и Османская».

Кемаль Ататюрк мечтал сделать Турцию европейской страной. И, надо сказать, следовал по этому пути, не считаясь с потерями. Хотя вряд ли он мог себе представить, что такое скромное и мирное учреждение, как музей, идею создания которого он подал, а тем более краеведческий, позволит сделать Турции еще один важный шаг по дороге в Европу.

И тем не менее это произошло — в 1997 году, когда Музей анатолийской цивилизации выиграл самый престижный конкурс, проходящий под эгидой Совета Европы, и стал «Европейским музеем года». После этого там целый год экспонировалось «Яйцо» — произведение классика современного искусства английского скульптора Генри Мура и одновременно переходящий приз конкурса (кстати, сегодня оно экспонируется в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, чемпионе 2003 года, о котором «Вокруг света» писал в № 3 за 2003 год).

Теперь у Анкары два символа и две главные достопримечательности — Музей анатолийской цивилизации и Мавзолей Ататюрка, умершего в 1938 году.

Дети империй

…Но и на следующий день осмотреть музей мне удалось не сразу. Когда я пришел, мне прежде всего предложили выпить чаю. Ароматный и вкусный чай в маленьких стеклянных стаканчиках подают в Турции повсюду. Чай — это непременный атрибут дружеских встреч и деловых переговоров. В музейном кафе, расположенном прямо у входа, на пути в залы музея, можно спокойно посидеть, приходя в себя после долгого подъема в гору. Именно это сочетание некоторой восточной расслабленности и гедонизма (попить чайку, никуда не торопясь) с европейской экспозиционной элегантностью, мировым качеством предъявляемого материала и абсолютно европейским подходом к музейному развитию и есть одна из самых обаятельных черт Музея анатолийской цивилизации. Именно она, а также внимательное отношение к тем, кто живет вокруг, дали музею возможность обогнать в европейском музейном конкурсе более 60 конкурентов из 20 стран мира.

Не случайно первым делом меня повели в мастерские и лаборатории, где занимаются дети. Дорога туда ведет через обширный двор-сад, где организовано своеобразное музейное хранение на открытом воздухе: вдоль стен — античные рельефы, на склоне холма — ряды огромных древнеримских глиняных сосудов для вина и масла. Используя технологии древних, дети ткут ковры, делают глиняную посуду и реплики музейных объектов, чеканят древнеримские монеты, рисуют — то есть моделируют жизнь людей, оставивших после себя то, что впоследствии стало музейным экспонатом. Так музей множит число людей, которые через изготовленные ими самими объекты идентифицируют себя с великими цивилизациями древности — Хеттским и Фригийским царствами, Римской и Византийской империями. Музей гордится лабораторией реставрации и консервации и размахом археологических раскопок, которые проводятся по всей Турции. В реставрационных проектах принимают участие японские, американские и канадские специалисты. Раскопки — почти всенародное дело.

Кроме того, музей организует новые лаборатории, проводит концерты и лекции по всей стране. Не так давно его филиал открылся в расположенной недалеко от Анкары древней столице Фригии — городе Гордионе. Именно здесь в IX—VIII веках до н. э. царствовали Гордий и Мидас. Первый прославился тем, что придумал узел, соединявший ярмо и дышло его повозки, распутать который, по преданию, мог только будущий повелитель всей Азии. Александр Македонский разрешил проблему радикально: разрубил узел мечом (очень похоже на то, что сделал с Турцией Кемаль Ататюрк). Царь Мидас — тот самый легендарный несчастный богач, прикосновение которого все обращало в золото, и обладатель ослиных ушей, которыми его наградил бог Аполлон. Музей анатолийской цивилизации активно осваивает мифологическое пространство, прибирая к рукам и тем самым включая в реальную историю самые знаменитые мировые легенды.

Рынок

Основная экспозиция музея располагается в двух бережно отреставрированных и при этом радикально перестроенных исторических зданиях. Одно из них связано с именем еще одного культового персонажа турецкой истории. В 1464—1471 годах Махмут-паша, визирь великого Мехмета II Завоевателя, основавшего в 1453 году в поверженном Константинополе столицу Османской империи, построил форт, в котором сейчас находятся реставрационные лаборатории и администрация музея. А экспозиционные пространства разместились в здании огромного крытого рынка, также появившегося здесь в ХV веке. В живописной крепостной башне Аккале, над которой реет турецкий флаг и где до 1940-х годов прошлого века функционировал музей, теперь находится только его хранилище.

Рынок предоставил музею совершенно уникальные возможности. По его периметру располагались 102 лавки. Перегородки сломали, чуть-чуть расширили стены, обнажили кладку, и получилась очень удобная галерея, окружающая огромный зал под десятью куполами. Эта уникальная архитектура формирует очень емкое и эффектное пространство.

А вот реальный рынок, а точнее, несколько торговых улиц, увешанных и уставленных привычными нам недорогими товарами, бурлит совсем рядом — у подножия крепостного холма.

Царства

Вступая в опоясывающую музей галерею, начинаешь путешествие во времени — по архаическим культурам и древним полулегендарным царствам. Все самые эффектные предметы выставлены так, что можно подойти к ним очень близко. Благодаря этому у посетителя возникает ощущение, что перед ним не просто древности, которые следует уважать в силу их преклонных лет, но и дизайнерские объекты, произведения современного искусства. Хотя, конечно, никакого отношения к искусству они не имеют. У этих вещей были совсем другие функции (да и искусства в сегодняшнем и даже вчерашнем понимании этого слова тогда не было). Например, большое впечатление производит бронзовая табличка XIII века до н. э., покрытая аккадской клинописью и снабженная какими-то креплениями.

А ведь это — просто соглашение о границах между хеттским царем и властителем одной из соседних земель. Музей умудрился не только показать, сколь красивы и эффектны находки археологов, но еще и выявить их предназначение. В сущности, все, что здесь выставлено, — это единственные и главные свидетельства существования огромных и могущественных государств. Именно по этим предметам, а иногда только по ним, можно составить представление о том, как была устроена жизнь в эпоху палеолита и неолита, как хоронили покойников в раннем бронзовом веке (3000—2000 до н. э.), как выглядели, какой утварью пользовались и как воевали в Хеттском царстве (1800—1200 до н. э.), во Фригии (VIII—IV века до н. э.), в Лидии (тогда же), в Урарту (IX—VI века до н. э.).

Всем, кто интересуется историей и культурой Древнего Востока, известны названия анатолийских холмов и городов, где происходили самые сенсационные раскопки. Это — Чатал-Хююк (каменный век), Аладжа-Хююк (бронзовый век), Кюльтепе (колонии ассирийских купцов), Богазкей и Карчемиш (хеттские древности), Гордион (Фригия). Все это многообразие культур вмещала в себя Малая Азия — точнее, Центральная Анатолия.

Именно здесь в первой половине ХХ века Кемаль Ататюрк основал столицу страны, которая так стремится стать европейской. Наверняка им руководили не только военно-стратегические или геополитические соображения. Он должен был ощущать огромный культурный потенциал этого места, который мог помочь туркам заново ощутить себя великим народом.

Докопаться до корней

В подвальном этаже музея расположены самые, простите за вольность, неинтересные, «дежурные» разделы экспозиции: античные древности (монеты, керамика, мелкая пластика, золото) и все, что касается истории того места, на котором стоит город Анкара. Но действительно складывается впечатление, что их создали «для галочки» — ну как не показать золотой лавровый венок, если римляне его оставили на этой земле. Но подобных экспонатов предостаточно во многих музеях мира, и тайны здесь нет. Самое интересное в этом музее то, о чем цивилизованное человечество узнало совсем недавно.

Например, хетты, о которых кратко упоминалось в Библии, в египетских и ассирийских надписях. Раскопки, начавшиеся в Центральной Анатолии в самом конце XIX века, дали сенсационные результаты. Оказалось, что именно здесь располагалась столица Хеттского царства — город Хаттуса. Были найдены глиняные плитки, покрытые аккадской клинописью, расшифровать которую удалось только в 1915 году чешскому лингвисту Берджиху Грозному. Произошла еще одна сенсация: выяснилось, что хеттский язык родствен индоевропейским (славянским, романским, германским). До этого считалось, что все народы Древнего Востока говорили на языках, близких афро-азиатской языковой семье (арабский, иврит). Ну чем не подарок Ататюрку, стремившемуся любой ценой отыскать европейские корни новой Турции? К тому же хеттские цари одерживали великие победы — в 1595 году до н. э. царь Мурсилис I разрушил Вавилон, а в 1312 (или 1286) году до н. э. царь Муваталлу разбил войско и едва не захватил в плен египетского фараона Рамзеса II.

Большая галерея

Главная галерея Музея анатолийской цивилизации — это вереница настоящих «музейных хитов», от которых невозможно оторваться. Так и бродишь от одного к другому почти в сомнамбулическом состоянии. Вот фреска VI тысячелетия до н. э. — один из первых планов города. А вот небольшая по размеру, но удивительно монументальная терракотовая Богиня-мать, изображенная в момент родов (около 5750 года до н. э.). Или, например, затейливые бронзовые навершия погребальных штандартов (вторая половина III тысячелетия до н. э.), которые вообще не предназначались для глаз живых, поскольку после похорон их клали в могилы знатных людей. А дальше — строгие и совершенные по форме золотые сосуды того же времени, найденные у холма Аладжа-Хююк, глиняная табличка-письмо, покрытое аккадской клинописью, в глиняном же «конверте», из ассирийской колонии (около XIX века до н. э.), причудливая хеттская керамика, таблички с клинописью… И наконец — гордость музея, один из его символов: пара бодрых и уверенно стоящих на широких ногах буйволов, которые оказываются хеттскими терракотовыми кубками для ритуальных возлияний (XVI век до н. э.).

Я долго не мог оторваться от фригийских инкрустированных деревянных столиков VIII века до н. э., являющихся, на мой взгляд, примером образцовой реставрации. Понятно, что археологи нашли только деревянные фрагменты. Реставраторы не стали «достраивать» их новыми деталями, а прикрепили фрагменты к прозрачному плексигласовому каркасу, повторяющему историческую форму. Конструкция как бы висит в воздухе, а посетитель может представить себе недостающие звенья. Среди фригийских древностей выделяется терракотовый бюст царя Мидаса. Его большие уши, напоминающие ослиные, бесстыдно обнажены, а не прикрыты традиционным колпаком, форма которого стала всемирно известной благодаря Великой французской революции.

В этом многообразии есть общие мотивы, позволяющие говорить об анатолийской цивилизации как о цельном явлении. В разных культурах и эпохах присутствует буйвол с мощными изогнутыми рогами. Буйволиные головы — на стенах реконструкции неолитического храма в Чатал-Хююке, буйволы защищают рогами солнечный диск на навершиях ритуальных штандартов раннего бронзового века. Буйволы — любимый мотив хеттской керамики. Они же обрамляют края огромного бронзового котла на треножнике— шедевре мастеров Урарту (VIII—VII века до н. э.).

Знать своих героев

И все же — самое сильное впечатление производит центральный зал экспозиции (туда можно попасть через четыре входа, практически из любого отсека галереи). Здесь, под сводами и куполами старого рынка, в полутьме выстроились эффектно подсвеченные рельефы из базальта и песчаника (все они относятся к поздним хеттским и фригийским временам — X—IX века до н. э.). Сцены боев и трапез, охоты и погребений… Ровные ряды воинов в пешем строю и на колесницах, сфинксы и жрецы — все они мерно шествуют к какой-то неведомой нам цели. И к ним, и к огромным базальтовым львам можно подойти совсем близко, чтобы рассмотреть детали одежд и колесниц, стрелы, копья и бороды воинов, морды зверей, саму фактуру камня.

Кстати, мотивы этих рельефов использовали архитекторы, сооружавшие Анит Кабир — Мавзолей Ататюрка. Там на плитах из песчаника шагают в светлое будущее не менее мифологические солдаты турецкой армии, крестьяне и представители интеллигенции…

В центре зала, в окружении каменных богов и героев, установлен невысокий постамент. На нем под прозрачным колпаком глиняная реплика бронзового навершия ритуального штандарта в виде уже знакомого нам буйвола (оригинал относится к 2300—2100 годам до н. э.). Там же разложены рисунки — «портреты экспонатов». Это работы детей, которые занимаются в мастерских при музее. И надо сказать, что для музея они важны не менее, чем хеттские раритеты. Иначе почему для скромной инсталляции отвели такое почетное место — в самом центре музея. В этом экспозиционном жесте читается простая мысль — анатолийская цивилизация продолжается.

Город

От музея рукой подать до цитадели — настоящего старого города, главного анкарского музея под открытым небом. Здесь, как и на склонах холма, на котором стоит крепость, кипит жизнь — люди ткут ковры, плетут кружева, пекут хлеб (для себя, а не для туристов), тачают сапоги — делают все, вплоть до жестяных маковок минаретов. В антикварных лавках продается всякий хлам.

В Анкаре есть и другие древности, и все они вросли в городскую среду. Такое впечатление, что город отстроился вокруг них, оставив нетронутыми руины храма, посвященного императору Августу и возведенного в 10 году, остатки терм, сооруженных в III веке, в период правления императора Каракаллы, в честь бога врачевания Эскулапа. На городской площади у автобусной станции возвышается настоящий шедевр — совершенная по пропорциям ребристая колонна, воздвигнутая, как написано на мемориальной табличке, «в 362 году по случаю визита императора Юлиана в Анкару».

Один из экспонатов музея стал символом Анкары — три буйвола, защищающих своими рогами солнце, отлитых современным скульптором, обосновались на разделительной полосе главной городской магистрали — бульвара Ататюрка.

Так анатолийская цивилизация закрепила свою монополию на историческое самоопределение столицы Турции. Не верьте тем жителям Анкары, которые скажут, что самое ее красивое место — это дорога на Стамбул. Сюда стоит приехать, даже сделав солидный крюк по стране.

Музеи Анкары:


Открыт ежедневно, кроме понедельника — с 9.00 до 17.00.
Цена билета — 10 млн. турецких лир (около 7,5 доллара США)
Вход для студентов и школьников — бесплатный

Мавзолей Ататюрка (Анит Кабир)
— гробница Ататюрка, его личные вещи, письма, библиотека, картинная галерея, посвященная событиям войны за независимость 1919—1923 годов

Этнографический музей
— ковры, национальная одежда, ткани, фаянс, музыкальные инструменты

Музей естественной истории
— окаменелости, минералы, доисторические животные

Государственный музей искусств
— турецкое искусство с ХIX века до наших дней

Музей почты
— почтовое дело и марки Турции

Музей республики
— события раннего республиканского периода истории Турции

Музей войны за независимость
— события 20-х годов ХХ века

Музей локомотивов
— выставка паровозов под открытым небом

Фото Александра Сорина

Музей Ататюрка расположен на проспекте Халаскаргази в районе Шишли. Назван он именем "Ататюрка", что в переводе означает "отец турок". Мустафу Кемаля, таким образом, наградил турецкий народ за огромный вклад, внесенный им в дело формирования национального самосознания турецкой нации. Красивое трехэтажное здание служило резиденцией Ататюрка. Мустафа Кемаль после возвращения с Сирийского фронта, взял в аренду дом в Шишли, в котором он когда-то жил, вместе со своей сестрой Мукбуле и матерью Зубейдой Ханым. Мать и сестра заехали на верхний этаж, сам Мустафа Кемаль поселился на среднем этаже, а на первом этаже дома разместился его адъютант.

Этот дом был построен в годы оккупации Стамбула (1908 году), после Первой Мировой Войны и был свидетелем многочисленных встреч и собраний Мустафы Кемаля и его соратников. Ранее этот дом был куплен Стамбульским Муниципалитетом у Тахсина Узера и переоборудован в место для хранения живописных полотен выдающихся художников того времени и многих других материалов, которые имеют духовную и историческую ценность.

Здание являет собой яркий образец сооружений неоклассического стиля. Состоит оно из трех этажей и цокольного помещения. Музей имеет прямоугольную форму, а на заднем фасаде имеется крытая галерея. Весь двор комплекса охватывает площадь около 852 метров.

На цокольном этаже пол полностью услан мраморными плитами, на которых лежит ушакский ковёр. Ковёр вышит узорами в виде зубьев в форме пилы белого, черного, кофейного, бежевого, зеленого, серого и красного цветов. Отделан он крученой бахромой. В вестибюле имеются окна, которые выходят в сад и на улицу. На них висят батистовые занавески со шторами, разрисованные желтыми листьями и голубыми цветами на красном фоне. Шторы сверху и по бокам обшиты оборкой из бахромы. Здесь же находятся статуи, большое зеркало и бюст Ататюрка. С левой стороны бюста находится письменный стол, накрытый голубой скатертью, на которой лежит тетрадь для записей отзывов и пожеланий посетителей.

Слева и справа находятся комнаты с каминами, которые относятся ещё к XIX столетию. На второй этаж ведет лестница, на верхней части которой стоят две статуэтки рыцарей, выполненные из бронзы. Возле стены стоит шкаф, состоящий из двух частей. Он украшен ажурными узорами и имеет две дверцы и три ящика. По цвету, шкаф гармонирует с окраской потолка и пола вестибюля. Тут же на стене висит портрет Ататюрка. Его личные вещи находятся также на втором этаже. Ещё здесь расположен зал собраний, гостиная, кабинет, спальня, парикмахерская, вестибюль для ожидания, библиотека, столовая и другие хозяйственные помещения.

В зале для собраний, есть невысокий круглой формы стол, выполненный в старинном стиле с расстеленной на нем зелёной скатертью. Вокруг стола расположены двенадцать стульев, а вдоль стен расставлены десять низких стульев (напоминающих пуфики), их спинки украшены изображениями и сценами из произведений Сакаспере. По центру потолка висит газовая лампа с белым абажуром старинного стиля.

В кабинете стоит стол из красного дерева, на котором лежат письменные приборы, использовавшиеся самим Ататюрком. На окнах висят батистовые занавески с кружевной вышивкой на концах и атласные шторы красного цвета с бежевыми бантами, выполненными в виде цветов. Покрывало на тахте и наволочки сделаны из ткани одного цвета, поверх которого накинута накидка из батиста с вышивкой и кружевами по краям.

Комната, где выставлены личные документы и бумаги Ататюрка, имеет следующий вид: пол помещения ничем не застлан, дабы не отвлекать от выставленных экспонатов внимание посетителей. На окнах также висят скромные батистовые занавесочки. В этой комнате есть книжные этажерки и витрины, а по стенам развешены фотографии.

Личные вещи Ататюрка выставлены в витринах, расположенных в следующем порядке: первая витрина: каскетка, спортивная рубашка и костюм серого цвета; вторая витрина: жилетки белого и черного цветов, цилиндр, перчатки и фрак; третья витрина: обувь и легкое демисезонное пальто черного цвета; четвертая витрина: кашне, каскетка маршала, шкатулка для хранения визиток, галстук, пепельница, настольный колокольчик, две штуки четок, трость, плеть и кофейная чаша.

Другие комнаты украшены статуями, вазами и картинами.

После смерти Ататюрка его вилла была передана в частное правление и в 1939 году превратилась в вечернюю школу ремёсел для девочек и институт для девушек. В 1952 году вилла перешла к Министерству сельского хозяйства и до 1980 года служила в качестве бюро одного из его управлений. Наконец, владельцем особняка стало Министерство культуры, которое отреставрировало здание и сделало его домом-музеем.

Этнографический музей в Анкаре был основан в ноябре 1925 года и спустя несколько лет переехал в новое здание, построенное на холме Намазга. На месте, где расположился музей, находится мусульманское кладбище, часть которого перешла в ведение музея.

В экспозиции представлены многочисленные коллекции предметов, собранных в разных уголках Турции, они подробнейшим образом рассказывают об особенностях быта и повседневной жизни турок. Среди экспонатов - прекрасные ковры ручной работы, изящные ювелирные украшения. Отдельные экспозиции наглядно демонстрируют народные традиции, специфику различных ремесел.

Этнографический музей является одним из интереснейших музеев Турции. Посетив его, вы сможете еще на один шаг приблизиться к пониманию богатой истории, культуры и традиций этой страны.

Музей Ататюрка

Это здание служило резиденцией Мустафы Кемаля при его жизни, а затем было преобразовано в музей, рассказывающий о жизни и деятельности Ататюрка в борьбе за становление турецкого государства.

Здание выполнено в неоклассическом стиле. Состоит оно из трех этажей и цокольного помещения, имеет прямоугольную форму, а на заднем фасаде расположена крытая галерея.

Этот дом был построен в 1908 году. Мустафа Кемаль взял его в аренду после возвращения с фронта, и здесь он долгое время жил вместе с матерью и сестрой. После смерти Ататюрка этот дом был передан в частное правление, и только в 1980 году владельцем его стало Министерство культуры Турции, после чего здание было полностью отреставрировано, и в нем была открыта музейная экспозиция

Республиканский музей

Республиканский музей – одна из многочисленных достопримечательностей турецкой столицы. Здание было построено по проекту известного архитектора Ведата Тека в 1923 году. Изначально оно использовалось как Помещение республиканской партии, а затем было преобразовано в Здание Ассамблеи.

На первом этаже музея расположено семь комнат. В одной из них первоначально находился зал Бухгалтерии, в котором проходило Великое национальное собрание Турции. Сейчас здесь расположенные фотографии и световые панно, описывающие события тех времен. Справа от нее находится зал, в котором проходило Второе Великое Национальное Собрание Турции. Сегодня здесь представлены личные вещи, документы и фотографии президента Махмута Джелала Баяра.

На втором этаже Республиканского музея ранее находился президентский люкс, зал для приема иностранных делегаций, комнаты личного секретаря президента, премьер-министра и председателя Ассамблеи. До наших дней их убранство дошло в первозданном виде. Республиканский музей поможет вам узнать больше о истории Турции, а также поможет разнообразить досуг.

Музей древних Анатолийских цивилизаций

Музей анатолийских цивилизаций является главным музеем Турции, и одним из самых богатейших в мире. Здесь собраны огромные коллекции всевозможных экспонатов, в которых отображены практически все эпохи, оставившие свой след на территории современной Турции. В этом списке присутствуют цивилизации Урарту, Ассирии, Фригии. В музее анатолийских цивилизаций хранятся частицы Древней Греции, Древнего Рима и Византийской империи. Здесь можно окунуться в атмосферу неолита, палеолита и ранней бронзовой эры. Самому старому экспонату музея - фрагменту стены времён неолита - больше восьми тысяч лет.

Музей анатолийских цивилизаций был основан в 1921-ом году. Его расцвету способствовал первый президент Турции Кемаль Ататюрк.

Музей паровозов

Одной из многочисленных достопримечательностей турецкой столицы является Музей паровозов, расположенный под открытым небом в районе Малтепе. Музей принадлежит и управляется компанией Турецкие государственные железные дороги. Главное здание музея было возведено в 1924 году и имеет историческое значение.

Общая площадь этого двухэтажного каменного сооружения составляет около 680 квадратных метров. Здесь расположены экспозиции, посвященные истории развития железнодорожного транспорта на территории Турции. Вы сможете ознакомиться со старинными фонарями, частями локомотивов, сантехническими приборами, средствами коммуникаций, а также оригинальными билетами, документами и облигациями.

Но главные экспонаты Музея паровозов расположены прямо перед входом в здание, под открытым небом. Это локомотивы Henschel & Son, Vulcan Iron Works, Schwartzkopf, а также Baldwin Locomotive Works. Многие их них неоднократно реставрировались, благодаря чему они выглядят как новые.

Музей Войны за независимость

Музей Войны за независимость – одна из многочисленных достопримечательностей Анкары. Он находится в управлении турецкого парламента и представляет огромную историческую и культурную ценность. Строительство музея было начато в 1915 году по проекту известного архитектора Салим Бея по просьбе Энвер Паши. Его торжественное открытие произошло 23 апреля 1920 года при участии местных властей.

Войдя внутрь Музея Войны за независимость, вы попадаете в главный коридор, который украшен масляными картинами, изображающими военные события с 1918 по 1923 год. Первая комната справа от него используется в качестве молитвенного зала, здесь имеются специальные молитвенные коврики. Вторая комната справа - бывший личный кабинет Мустафы Кемаля, сохранивший оригинальный внешний вид. Здесь находится главный экспонат музея - Президентская печать.

Также в музее представлены документы, фотографии и артефакты, касающихся открытия Ассамблеи, условий Севрского и Лозаннейского договоров, а также Первого и Второго Сражения у Иненю. В главном зале музея расположено оружие и средства коммуникаций, использовавшиеся во время Войны за независимость.

: 39°55′30″ с. ш. 32°50′16″ в. д.  /  39.9249° с. ш. 32.8377° в. д.  / 39.9249; 32.8377 (G) (Я) К:Музеи, основанные в 2002 году

Музей Ататюрка и Войны за независимость (тур. Atatürk ve Kurtuluş Savaşı Müzesi ) - расположенный в Аныткабире музей, занимающий 3 тысячи кв. метров и посвящённой Войне за независимость Турции и Кемаль-паше . Открылся 26 августа 2002. На церемонии открытия присутствовали тогдашние Президент Турции Ахмет Недждет Сезер , спикер турецкого Парламента Омер Изги , Премьер-министр Турции Бюлент Эджевит , председатель Конституционного суда Турции Мустафа Бумин , начальник турецкого генштаба Хюсейн Кыврыкоглу , заместитель Премьер-министра Девлет Бахчели , министр обороны Турции Сабахаттин Чакмакоглу , министр культуры Турции Бурхан Суат Чаглаян , бывший министр культуры Мустафа Истемихан Талай и послы неск. стран.

Экспозиции

В музее 4 экспозиции: первая - личная вещи Ататюрка. Вторая - боевые сухопутная и морская панорамы Дарданелльской операции . Третья - панормы Битвы при Сакарье и Великого наступления . Четвёртая - фотографии и текстовые описания турецкой революции. В первой части также расположена восковая скульптура пса Фокса - домашнего любимца Ататюрка. Во второй и третьей - трёхмерные боевые реконструкторские панорамы времён Войны за независимость и последующие годы Турецкой республики вплоть до смерти Ататюрка. Для передачи атмосферы военных действиях в залах находятся экспонаты вроде оружия, гильз, кусков скалы, запряжённых волами повозок, пушёк, жжёных покрышек, а также работают звуковые и видеоэффекты. В ней представлены свыше 3000 фотографий тех времён, а также портреты турецких военных командиров. Сценарий к ней написал известный турецкий режиссёр Таргат Озакман , а музыку - композитор Муаммер Сун . Также там расположены бронзовые бюсты с краткой биографией следующих 20 известных турецких военных-героев той войны:

11 июня 2005 был открыта четвёртая экспозиция, содержащая личную библиотеку Ататюрка из 3123 книг, рассортированных в первую очередь по языкам (больше всего на турецком и французском, но также есть книги на английском, румынском, греческом и латыни), во вторую - по типу (сперва исторические, затем лингвистические и литература).

Напишите отзыв о статье "Музей Ататюрка и Войны за независимость"

Отрывок, характеризующий Музей Ататюрка и Войны за независимость

– А у нас, брат, что! Ужас! Винюсь, брат, над Маком смеялись, а самим еще хуже приходится, – сказал Несвицкий. – Да садись же, поешь чего нибудь.
– Теперь, князь, ни повозок, ничего не найдете, и ваш Петр Бог его знает где, – сказал другой адъютант.
– Где ж главная квартира?
– В Цнайме ночуем.
– А я так перевьючил себе всё, что мне нужно, на двух лошадей, – сказал Несвицкий, – и вьюки отличные мне сделали. Хоть через Богемские горы удирать. Плохо, брат. Да что ты, верно нездоров, что так вздрагиваешь? – спросил Несвицкий, заметив, как князя Андрея дернуло, будто от прикосновения к лейденской банке.
– Ничего, – отвечал князь Андрей.
Он вспомнил в эту минуту о недавнем столкновении с лекарскою женой и фурштатским офицером.
– Что главнокомандующий здесь делает? – спросил он.
– Ничего не понимаю, – сказал Несвицкий.
– Я одно понимаю, что всё мерзко, мерзко и мерзко, – сказал князь Андрей и пошел в дом, где стоял главнокомандующий.
Пройдя мимо экипажа Кутузова, верховых замученных лошадей свиты и казаков, громко говоривших между собою, князь Андрей вошел в сени. Сам Кутузов, как сказали князю Андрею, находился в избе с князем Багратионом и Вейротером. Вейротер был австрийский генерал, заменивший убитого Шмита. В сенях маленький Козловский сидел на корточках перед писарем. Писарь на перевернутой кадушке, заворотив обшлага мундира, поспешно писал. Лицо Козловского было измученное – он, видно, тоже не спал ночь. Он взглянул на князя Андрея и даже не кивнул ему головой.
– Вторая линия… Написал? – продолжал он, диктуя писарю, – Киевский гренадерский, Подольский…
– Не поспеешь, ваше высокоблагородие, – отвечал писарь непочтительно и сердито, оглядываясь на Козловского.
Из за двери слышен был в это время оживленно недовольный голос Кутузова, перебиваемый другим, незнакомым голосом. По звуку этих голосов, по невниманию, с которым взглянул на него Козловский, по непочтительности измученного писаря, по тому, что писарь и Козловский сидели так близко от главнокомандующего на полу около кадушки,и по тому, что казаки, державшие лошадей, смеялись громко под окном дома, – по всему этому князь Андрей чувствовал, что должно было случиться что нибудь важное и несчастливое.
Князь Андрей настоятельно обратился к Козловскому с вопросами.
– Сейчас, князь, – сказал Козловский. – Диспозиция Багратиону.
– А капитуляция?
– Никакой нет; сделаны распоряжения к сражению.
Князь Андрей направился к двери, из за которой слышны были голоса. Но в то время, как он хотел отворить дверь, голоса в комнате замолкли, дверь сама отворилась, и Кутузов, с своим орлиным носом на пухлом лице, показался на пороге.
Князь Андрей стоял прямо против Кутузова; но по выражению единственного зрячего глаза главнокомандующего видно было, что мысль и забота так сильно занимали его, что как будто застилали ему зрение. Он прямо смотрел на лицо своего адъютанта и не узнавал его.
– Ну, что, кончил? – обратился он к Козловскому.
– Сию секунду, ваше высокопревосходительство.
Багратион, невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек, вышел за главнокомандующим.
– Честь имею явиться, – повторил довольно громко князь Андрей, подавая конверт.
– А, из Вены? Хорошо. После, после!
Кутузов вышел с Багратионом на крыльцо.

Заканчивая выкладывать фотографии из майской поездки в Анкару, расскажу о еще одной главной достопримечательности турецкой столицы - мавзолее Мустафы Кемаля Ататюрка (1881-10.11.1938), знаменитого турецкого политика и реформатора, первого президента Турецкой Республики и создателя современной Турции.

Информация о мавзолее взята из соответствующей статьи из турецкой Википедии .
Официальный сайт мавзолея (на английском): http://www.tsk.tr/eng/Anitkabir/index.html
Виртуальный тур: http://www.360tr.com/anitkabir/english/

Мавзолей Ататюрка (Anıtkabir) строился в четыре этапа с 1944 по 1953 гг. До постройки был объявлен конкурс на лучший проект мавзолея, в котором приняли участие 27 иностранных и 20 турецких архитекторов. Победителем конкурса стал проект, представленный двумя турецкими архитекторами - Эмином Халидом Онатом (Prof. Dr. Emin Halid Onat) и Ахметом Орханом Ардой (Doç. Dr. Ahmet Orhan Arda). Во время строительства проект претерпел некоторые изменения, которые были связаны с финансовыми затруднениями. Вместо предусмотренных в проекте двух этажей был построен один этаж, но это нисколько не повлияло на величественность сооружения. Площадь мавзолея - 750.000 кв.м.

Холм Аныттепе (906 м над уровнем моря), на котором располагается мавзолей, ранее назывался Расаттепе из-за находившейся на нем наблюдательной станции. На холме имелись захоронения, относящиеся к фригийской цивилизации. Перед тем, как началось строительство мавзолея, было принято решение освободить данную территорию от захоронений, для чего были проведены археологические раскопки. Найденные артефакты ныне выставлены в Музее анатолийских цивилизаций.

Архитектурные особенности мавзолея.
Период с 1940 по 1950 гг. в турецкой архитектуре называется Вторым периодом национальной архитектуры (II. Ulusal Mimarlık Dönemi). Большое значение придавалось монументальности и симметрии, при строительстве использовались четырехугольные каменные плиты.
Наряду с архитектурными особенностями этого периода в архитекутре мавзолея встречаются элементы сельджукской и османской архитектуры (например, бордюр в виде т.н. "зуба пилы", украшение в виде пассифлоры).

Для строительства Аныткабира использовались бетон, травертин разных цветов (для наружной облицовки) и мрамор (для внутренней облицовки мавзолея).

Территория мавзолея делится на 2 основные части - Парк Мира (Barış Parkı) и комплекс мавзолея (Anıt Bloku). Комплекс мавзолея площадью 120.000 кв.м состоит из 3 основных частей - Львиной дороги (Aslanlı Yol), Площади церемоний (Tören Meydanı) и мавзолея (Mozole).

Десяти симметрично раположенным башням (размеры каждой - 12х14х7,2 м), включенным в ансамбль мавзолея, даны имена, символизирующие понятия и идеи, оказавшие большое влияние на образование турецкой нации и Турецкой Республики. Внешние стены башен украшены рельефами и изречениями Ататюрка, связанными с названием башни. Каждая башня имеет пирамидальную крышу, увенчанную наконечником бронзового копья - такое украшение когда-то венчало тюркский шатер.

1 - Башня Независимости (İstiklâl Kulesi)
2 - Башня Свободы (Hürriyet Kulesi)
3 – Женская скульптурная группа
4 – Мужская скульптурная группа
5 – Львиная дорога (Aslanlı Yol)
6 – Площадь церемоний (Tören Meydanı)
7 – Солдатская Башня (Mehmetçik Kulesi)
8 – Библиотека (Anıtkabir Kitaplığı)
9 – Башня Победы (Zafer Kulesi)
10 – Гробница Исмета Инёню
11 – Башня Мира (Barış Kulesi)
12 – Башня 23 Апреля* (23 Nisan Kulesi)
13 – Флагшток с турецким флагом
14 – Башня Национального Пакта (Mîsâk-ı Millî Kulesi)
15 – Музей Ататюрка и Войны за независимость (Atatürk ve Kurtuluş Savaşı Müzesi)
16 – Башня Революции (İnkılâp Kulesi)
17 – Башня Республики (Cumhuriyet Kulesi)
18 – Личная библиотека Ататюрка (Atatürk Özel Kitaplığı)
19 – Башня Защиты Прав (Müdafaa-i Hukuk Kulesi)
20 – рельеф, посвященный битве при Сакарье
21 – рельеф посвященный битве при Думлупынаре или «Битве главнокомандующих»
22 – Мавзолей
23 – Зал Почёта (Şeref Holü)
24 – Погребальная комната Ататюрка
25 – Гробница Ататюрка
26 – Скульптура льва
27 – Администрация музея
28 – Администрация Аныткабира
29 – Комната отдыха
30 – Конференц-зал
31 – Ораторская трибуна (Hitabet Kürsüsü)
32 – Парк Мира (Barış Parkı)

*23 апреля 1920 г. - дата открытия Великого национального собрания Турции (Türkiye Büyük Millet Meclisi). ВНСТ было созвано с целью принятия Конституции Турции, что и было сделано в январе 1921 г.

1. Патриотическое воспитание - турецкие школьники под звуки оркестра идут в мавзолей Отца всех турок. Школьные группы в мавзолее встречаются часто. Подобное в своей стране я уже не застала, поэтому наблюдать это шествие мне было весьма любопытно:)

3. В Парке Мира (Barış Parkı). Создание парка было вдохновлено изречением Ататюрка "Мир в стране, мир во всем мире" (Yurtta Sulh, Cihanda Sulh / Yurtta Barış, Dünyada Barış). Сюда были привезены саженцы из разных регионов Турции и 24 иностранных государств (Афганистан, США, Германия, Австрия, Бельгия, Китай, Дания, Финляндия, Франция, Индия, Ирак, Великобритания, Испания, Израиль, Швеция, Италия, Япония, Канада, Кипр, Египет, Норвегия, Португалия, Югославия, Греция); отсюда и название парка. В настоящее время в парке произрастает 48.500 растений, относящихся к 104 видам.

4. Справа - Башня Независимости (İstiklâl Kulesi), слева - Башня Свободы (Hürriyet Kulesi).
В Башне Независимости размещен макет Аныткабира и фотографии мавзолея. На внешней стене башни имеется рельеф с изображением стоящего юноши, держащего двумя руками меч и орла, сидящего рядом с ним на скале. Орел в мифологии и сельджукском искусстве является символом силы, свободы и независимости. Юноша символизирует турецкую нацию, отстаивающую независимость своей страны. Автор рельефа - Зюхтю Мюридолу (Zühtü Müridoğlu).
В Башне Свободы размещены фотографии строительства мавзолея и образцы камней, использовавшихся при этом строительстве. На внешней стене башни имеется рельеф с изображением ангела, держащего в руке листок бумаги, и вставшей на дыбы лошади. Ангел символизирует святость независимости, а лист бумаги в его руках - "Декларацию независимости". Вставшая на дыбы лошадь символизирует свободу и независимость. Автор рельефа - Зюхтю Мюридолу (Zühtü Müridoğlu).

5. Мужская скульптурная группа перед Башней Свободы. Человек в каске и шинели символизирует турецкого солдата, мужчина с книгой - молодежь и интеллигенцию, стоящий чуть позади них человек в национальной одежде - турецкого крестьянина. Автор скульптурной группы - Хюсейин Анка Ёзкан (Hüseyin Anka Özkan).
Не догадалась сфотографировать так, чтобы был виден крестьянин, поэтому даю ссылку на чужую фотографию .

6. Женская скульптурная группа перед Башней Независимости. Доходящий до земли толстый венок из колосьев, который держат две женщины, символизирует изобилие турецкой земли. Женщина с блюдом молит Бога о милости к Ататюрку. Женщина, находящаяся позади, плачет закрыв лицо руками. Эта скульптурная группа рассказывает о той глубокой печали, которую испытывал турецкий народ после смерти Ататюрка. Автор скульптурной группы - Хюсейин Анка Ёзкан (Hüseyin Anka Özkan).

8. Львиная дорога (Aslanlı Yol).
К Площади церемоний ведет дорога протяженностью 262 м, по обеим сторонам которой расположены 24 скульптуры лежащих львов. Они символизируют 24 племени тюрок-огузов , к которым, по преданию, восходит история турецкого народа. Учитывая ту важность, которую Ататюрк придавал турецкой истории и истории Анатолии вообще, скульптуры были выполнены в стиле хеттского искусства и также символизируют силу и спокойствие. Автор скульптур - Хюсейин Анка Ёзкан (Hüseyin Anka Özkan).

11. Площадь церемоний (Tören Meydanı) и мавзолей.
Площадь церемоний имеет размеры 129х84,25 м и вмещает 15.000 человек. Поверхность площади вымощена черным, красным, желтым и белым травертином; рисунок состоит из 373 фрагментов, орнамент которых воспроизводит рисунок турецких ковров.

12. Мавзолей.
Посреди лестницы из 42 ступенек, ведущей к мавзолею, располагается украшенная геометрическим орнаментом мраморная "Ораторская трибуна", на фасаде которой написано изречение Ататюрка "Hakimiyet kayıtsız şartsız milletindir" ("Власть безоговорочно принадлежит нации"). Автор трибуны - Кенан Йонтуч (Kenan Yontuç).
Размеры мавзолея - 72x52x17 м. Спереди и сзади его обрамляют 8, по бокам - 14 колонн высотой 14,4 м.
На фасаде мавзолея слева золотыми буквами написано обращение Ататюрка к турецкой молодежи, справа - речь, сказанная им в десятую годовщину образования Турецкой Республики (т.е. 29 октября 1933 г.)

13. Рельеф, посвященный битве при Сакарье .
Битва при Сакарье - одно из основных сражений Греко-турецкой войны (19.05.1919-11.10.1922) или Войны за независимость Турции (Kurtuluş Savaşı, "Освободительная война"), состоявшаяся с 23 августа по 13 сентября 1921 г. недалеко от побережья реки Сакарья, в непосредственной близости от Полатлы, который сегодня является районом турецкой столицы. Итогом битвы стали победа Турции и оступление греческой армии.
В правой части рельефа изображены юноша, два коня, женщина и мужчина. Еще в начале войны, после оккупации вражескими войсками их земель они, оставив свои дома, отправились на защиту Родины. Обернувшись назад, юноша грозит врагам кулаком, словно говоря им «В один прекрасный день мы вернемся и вы за все ответите!». Далее изображены повозка, застрявшая в грязи, вставшие на дыбы лошади и пытающийся сдвинуть колесо повозки мужчина, а также две женщины и юноша, которому вручает меч коленопреклонная женщина. Эта группа фигур символизирует период времени до начала битвы за Сакарью. Далее изображены две сидящие на земле женщины с ребенком, которые символизирую народ, находящийся под гнетом врагов и с надеждой ожидающий турецкую армию. Над этим народом летит ангел победы, вручающий Мустафе Кемалю лавровый венок. В левой части рельефа изображены сидящая на земле женщина, коленопреклонный юноша и дуб. Женщина символизирует Родину-мать, юноша - турецкую армию, победившую в битве при Сакарье, дуб - победу. Автор рельефа - Ильхан Коман (İlhan Koman).

16. Рельеф, посвященный решающему сражению в ходе Войны за независимость - Başkomutan Meydan Muharebesi ("Битва главнокомандующих") или битве при Думлупынаре .
Эта битва состоялась в период с 26 по 30 августа 1922 г. между турецкой и греческой армиями около деревни Думлупынар (сейчас - район) в провинции Кютахья. Ее итогом стала решающая победа турок.
В левой части рельефа изображены деревенская женщина, мальчик и лошадь. Они символизируют подготовку народа к войне. Далее изображен Ататюрк, указывающий на цель турецкой армии и говорящий "Солдаты, ваша главная цель - Средиземное море, вперед!". Находящийся впереди него ангел, трубя в трубу, сообщает приказ Ататюрка во все уголки страны. Далее рассказывается о героизме и самопожертвовании турецкой армии, исполняющей приказ Ататюрка. Парень, выхвативший из рук убитого товарища знамя и солдат, сидящий в окопе с мечом и щитом, символизируют атаку турецкой армии. Перед ними изображен ангел победы, держащий турецкий флаг и призывающий турецкую армию к борьбе. Автор рельефа - Зюхтю Мюридолу (Zühtü Müridoğlu).

18. Площадь церемоний (Tören Meydanı) и Башня Победы (Zafer Kulesi). В Башне Победы представлен лафет, на котором перевозилось тело скончавшегося Ататюрка.

19. Потолок открытой галереи с колоннадой украшен узорами турецких ковров.

20. Символическая гробница Исмета Инёню .
Между Башней Мира и Башней Победы, перед открытой галереей с колоннадой находится символическая гробница Исмета Инёню, ближайшего военного соратника Ататюрка, командующего Западным фронтом в период Войны за независимость и второго президента Турецкой Республики. Сама могила располагается на нижнем этаже. Скончавшийся 25 декабря 1973 г. Исмет Инёню был похоронен в Аныткабире 28 декабря того же года по решению Совета министров Турции.

21. У входа в Аныткабир со стороны района Чанкая, в конце лестницы из 28 ступенек, на высоком стальном флагштоке развивается турецкий флаг. Высота флагштока - 33,53 м (плюс 4 м под основанием). Это самый высокий цельный флагшток в Европе. Он был изготовлен в США на фабрике по производству флагштоков, принадлежащей американскому гражданину турецкого происхождения Назми Джемалю (Nazmi Cemal), и преподнесен в дар Аныткабиру в 1946 г.
На основании флагштока имеется рельеф с изображением факела (символизирует тюркскую цивилизацию), меча (символизирует силу завоевателей), шлема (символизирует силу обороны), ветви дуба (символизирует победу) и оливковой ветви (символизирует мир).
Флаг был поднят в честь таких высших ценностей как оборона народом своей родины, победа над врагом, защита мира и построение цивилизованного общества. Автор рельефа - Кенан Йонтуч (Kenan Yontuç).

22. Слева - Солдатская Башня (Mehmetçik Kulesi), справа - Башня Защиты Прав (Müdafaa-i Hukuk Kulesi).

23. Рельеф на внешней стене Солдатской Башни (Mehmetçik Kulesi), расположенной в конце Львиной дороги с правой стороны.
Рельеф рассказывает о расставании с домом уходящего на фронт солдата. Женщина, положившая руку на плечо сына, с печалью, но в то же время и с гордостью отправляет сына на защиту Отечества. Автор рельефа - Зюхтю Мюридолу (Zühtü Müridoğlu).
Внутри башни размещается Sinevizyon Salonu, зал вместимостью 60 человек, где демонстрируются документальные фильмы об Ататюрке и его мавзолее.

24. Рельеф на внешней стене Башни Мюдафаа-и Хукук (Müdafaa-i Hukuk Kulesi), расположенной в конце Львиной дороги с левой стороны.
Мюдафаа-и Хукук ("Защита прав") - общее название гражданских организаций, образованных различными турецкими городами 15 мая 1919 г. после оккупации Измира и ставших первым организованным ядром национально-освободительной борьбы в период Войны за независимость.
Изображенный на рельефе мужчина одной рукой держит меч, другой - мешает пройти через границу врагу, словно говоря ему "Стой!". Он символизирует турецкий народ, объединившийся для защиты своей страны, символом которой в данном случае является дерево под выставленной вперед рукой мужчины. Автор рельефа - Нусрет Суман (Nusret Suman).

26. Зал Почёта (Şeref Holü).
В Зал Почёта посетители попадают через бронзовые двери. Справа от входа размещен текст последнего послания Ататюрка турецкой армии (29 октября 1938 г.), слева - соболезнование турецкому народу после смерти Ататюрка, произнесенное 21 ноября 1938 г. вторым президентом Турецкой Республики Исметом Инёню. Эти тексты были размещены в мавзолее в 1981 г., в столетнюю годовщину рождения Ататюрка.
Прямо напротив входа, там, где находится большое окно, в нише располагается символическая гробница Ататюрка. Надгробный камень изготовлен из цельного куска красного мрамора весом 40 тонн, привезенного из провинции Османийе. Возвышение, на котором установлен надгробный камень, облицовано белым мрамором из Афьона. Пол Зала Почёта облицован мрамором из Аданы и Хатая, стены - мрамором красного, черного, зеленого цвета и мрамором "тигровая шкура" (kaplan postu) из Афьона и Биледжика.
Потолок Зала Почёта, располагающийся на высоте 17 м и состоящий из 27 брусьев, и потолки боковых галерей украшены мозаикой.
На боковых стенах имеется по 6 бронзовых факелов. Плоская крыша мавзолея изготовлена из свинца.

27. Потолок Зала Почёта, украшенный мозаикой. Рисунок мозаики воспроизводит узоры турецких ковров XV-XVI вв.

28. Могила Ататюрка располагается на цокольном этаже мавзолея прямо под его символической гробницей в Зале Почёта.
До перенесения в Аныткабир тело Ататюрка, скончавшегося 10 ноября 1938 г., находилось в Этнографическом музее Анкары (с 21 ноября 1938 г. по 10 ноября 1953 г.)
Восьмиугольная погребальная комната выполнена в сельджукском и османском стилях. Ее потолок имеет коническую форму и украшен мозаикой с геометрическим орнаментом. Пол и стены облицованы черным, белым и красным мрамором. В центре располагается саркофаг из красного мрамора, ориентированный на Каабу. Вокруг саркофага установлены латунные вазы, наполненные землей, привезенной из всех провинций Турции, Турецкой Республики Северного Кипра и Азербайджана.

Фотографии могилы Ататюрка из Интернета:





29. Турецкие солдаты в Зале Почёта. Многие с ними фотографировались, как это делается у дворца Долмабахче в Стамбуле:) В том числе какой-то священник, ходившей с итальяноязычной группой, но похожий и на православного. Фотографируясь с солдатами, он сделал известный жест - кулак с поднятым большим пальцем - типа "В мавзолее Ататюрка классно! " :)

30. Слева направо: Башня Национального Пакта (Mîsâk-ı Millî Kulesi), конференц-зал (Konferans Salonu), Музей Ататюрка и Войны за независимость (Atatürk ve Kurtuluş Savaşı Müzesi) и Башня Революции (İnkılâp Kulesi).
Mîsâk-ı Millî ("Национальная клятва", "Национальный пакт") - коммюнике из 6 статей, принятое последним османским парламентом 28 января 1920 г. и ставшее политическим манифестом Войны за независимость.
В Башне Национального Пакта находится вход в Музей Ататюрка и Войны за независимость. Внутри башни имеется рельеф, символизирующий воссоединение и клятву всего народа во имя спасения Родины. На нем изображен меч, рукоятку которого держат четыре руки. Автор рельефа - Нусрет Суман (Nusret Suman).
Музей Ататюрка и Войны за независимость был открыт 21 июля 1960 г., обновлен и расширен в 2002 г. и в настоящее время включает также пространство площадью 3000 кв.м., расположенное под мавзолеем.
В Башне Революции, являющейся продолжением музея, имеется рельеф с изображением угасающего факела, который держит слабая, худая рука и ярко горящего факела, который сильная рука подняла до небес. Первый факел символизирует закат Османской империи, второй - Турецкую Республику и реформы, проводившиеся Ататюрком для того, чтобы его страна достигла уровня современной цивилизаиции. Автор рельефа - Нусрет Суман (Nusret Suman).

Виды на Анкару:

34. Клумба с выложенным камешками силуэтом Турции.