Туристический портал - Poxodnaya
Поиск по сайту

Пароход победа. Гражданские суда германии, полученные ссср по репарации. На главной палубе

НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ?

5 сентября 1948 года на последней полосе газеты "Красная звезда" появилось сообщение ТАСС под заголовком "Несчастный случай на теплоходе "Победа": "Одесса. 4 сентября. В начале августа из Нью-Йорка вышел теплоход "Победа", следуя в Одессу... В пути на теплоходе возник пожар ввиду неосторожного обращения с кинопленками, которые загорелись. Имеются жертвы. Среди погибших маршал Фэн Юйсян и его дочь. Теплоход доставлен в Одессу. Ведется расследование". Гроб с телом маршала был отправлен на самолете в Москву. Согласно желанию супруги маршала тело кремировали. ТАСС сообщил, что на кремации присутствовали родные покойного, представители советских Вооруженных Сил и общественности. Покойному были отданы воинские почести...

Автор этих строк, завершавший тогда учебу в Каспийском высшем военно-морском училище, находился в сентябре 1948 года в отпуске, у родных в Москве. А летом проходил практику на Черноморском флоте - на кораблях в Одессе и Севастополе. Поэтому сообщение, опубликованное в "Красной звезде", заинтересовало меня. Я попытался выяснить какие-либо дополнительные сведения о случившемся через своих знакомых в соответствующих компетентных кругах. Но, кроме того, что создана высокая комиссия и идет расследование, ничего узнать не удалось.

Через несколько месяцев, завершив учебу в КВВМУ и получив звание флотского мичмана, я был направлен на стажировку опять же на Черноморский флот. И оказался в Одессе, на тральщике, который участвовал в разминировании прибрежной акватории. На суше, то есть в самом городе, приходилось бывать редко. Тем не менее слухи о ЧП на "Победе" доходили до меня: идет следствие, но что и как произошло, мало кто знал. В конце стажировки я попал в Севастополь, и мне довелось-таки самому увидеть "Победу". В конце августа она уже стояла на якоре и дожидалась освобождения места у причальной стенки судоремонтного завода. В бинокль можно было рассмотреть ее обгоревшую верхнюю переднюю часть.

Приехав в Севастополь поздней осенью 1949 года, я вновь увидел "Победу", пришвартованную в Южной бухте Севастопольской гавани. Она стояла рядом с несколькими судами китобойной флотилии "Слава". И без бинокля были хорошо видны зловещие черные следы пожара в надстроечной части корпуса судна, в передней верхней части, где находились капитанская и радиорубка и размещались шикарные каюты люкс. На покореженном судне уже вовсю шли восстановительные работы.

На судоремонтном заводе у меня было немало знакомых. Из разговоров с ними удалось узнать кое-какие подробности о "Победе" и ЧП на ней. Пожар возник после прохода Ялты. Загорелись и вызвали взрыв в средней части судна под капитанским мостиком ящики груза, взятого на борт. Во время рейса эти загадочные ящики не раз переставляли на судне с места на место. В тот момент, когда начался пожар и произошел взрыв, на "Победе" показывали кинофильм. Часть пассажиров была в киносалоне, остальные находились в своих каютах и готовились к прибытию в Одессу. Когда из вентиляции кинорубки повалил дым, а потом стало выбиваться пламя, пассажиров охватила паника, люди бросились бежать кто куда. Пожар быстро распространился по соседним помещениям. Некоторые свидетели впоследствии утверждали, что ящики с неизвестным грузом горели, как бенгальские огни. Команда "Победы" стала бороться с огнем, но напор воды в пожарной магистрали оказался слабым, а многие огнетушители и пожарные рукава (шланги) не работали. В конце концов локализовать главные очаги возгорания экипажу все же удалось, и обгоревшая "Победа" своим ходом дошла до Одессы... При этом управление судном осуществлялось с помощью выносного поста, оборудованного в корме для практикантов.

На борту судна вместе с китайским маршалом находилась его семья - жена, сын и дочь. Все, кроме дочери, смотрели кинофильм, а последняя принимала ванну в своей каюте. Маршал - уже пожилой, грузный, но отважный человек - помогал тушить пожар и попытался сам пробраться к дочери в каюту. Но, видимо, надышался угарного газа и дыма, потерял сознание и погиб. Дочь маршала тоже погибла, ее так и нашли лежащей в ванне...

Расследование продолжалось несколько месяцев и шло в закрытом режиме. Его ходом интересовался лично Сталин. В начале 1949 года состоялся закрытый суд. Виновниками случившегося были объявлены нештатный киномеханик Коваленко, капитан "Победы" Пахолок и два его помощника, радист (не передавший сигнал SOS), диспетчер пароходства. Все они получили и почти полностью отбыли назначенные сроки.

Официальная версия ЧП - "несчастный случай при возгорании кинопленки" - вызывает большие сомнения. Ведь первыми загорелись не пленки, а ящики с какой-то начинкой в соседнем с капитанскими апартаментами помещении. Киноаппаратура же судна была в полном порядке. И в течение рейса киномеханик много раз показывал фильмы, а помогавший ему матрос Скрипников потом перематывал кинопленку для сдачи на базу без каких-либо неприятностей.

ВОЕННЫЙ ТРОФЕЙ

После окончания Великой Отечественной войны в состав торгового флота СССР вошли немецкие суда, поднятые из полузатопленного состояния и восстановленные на заводах и верфях Германии. Одним из таких судов был и лайнер "Иберия" (построен в 1928 г.), получивший в советском флоте гордое название "Победа". Это был довольно крупный по тем временам грузопассажирский теплоход, рассчитанный на перевозку 340 пассажиров и 4000 т груза. Во время восстановительного ремонта после войны его вместимость была доведена до 600 пассажирских мест. Пассажирские каюты на четырех палубах были разных классов - от просторных люксов до маленьких комнатушек на внутренних палубах. К услугам пассажиров были несколько ресторанов, музыкальный салон, просторные фойе и другие общественные помещения. Имущество пассажиров и коммерческий груз перевозились в шести трюмах в носовой и кормовой частях судна. Лайнер был неплохо обеспечен спасательными средствами (около десятка больших шлюпок, спасательные пояса и круги), но противопожарных средств было явно недостаточно. Установленный в машинном отделении пожарный насос можно было применять в случае локального пожара, но потушить крупный пожар или подать воду на мостик и в другие верхние помещения ему было не под силу. Однако считалось, что этот недостаток восполнят огнетушители, установленные во всех служебных помещениях и коридорах. Весной 1948 г. лайнер вошел в состав действующих грузопассажирских судов Черноморского пароходства для перевозок пассажиров и грузов между Одессой и Нью-Йорком с попутной доставкой репатриантов, возвращавшихся в СССР из средиземноморских и черноморских стран. Экипаж теплохода насчитывал 199 человек, капитан Николай Адамович Пахолок - опытный моряк, уроженец Скадовска, выросший на берегу моря. Его помощником по противопожарной части был Александр Филиппович Набокин, имевший специальное пожарно-техническое образование, но по характеру, видимо, довольно пассивный человек. Необходимым опытом обладали и другие лица комсостава.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕЙС

В июне-июле I948 г. теплоход "Победа", взяв на борт более 50 практикантов мореходных училищ, совершил благополучный переход через океан, а 31 июля вышел в обратное плавание из Нью-Йорка в Одессу. На борт было принято 323 пассажира и 277 т груза. В числе пассажиров были в основном работники министерств иностранных дел и внешней торговли с семьями, а также несколько представителей других ведомств, семья китайского маршала, следовавшая в Китай через Советский Союз. Перед выходом судна в море произошли важные события, не попавшие в поле зрения следствия и суда. О них - ниже. После нескольких дней плавания капитан получил радиограмму от Черноморского пароходства, в которой предписывалось зайти в Александрию и принять армян-репатриантов из Египта для доставки в Батуми. 22 августа судно покинуло египетский порт и направилось в Батуми. Капитан доложил, что принял на борт 2020 репатриантов и 6 работников нашей миссии в Египте с семьями, было погружено также 1500 т груза. В последних числах августа "Победа", завершив наиболее сложный участок пути, прибыла в порт Батуми и 31 августа взяла курс на Одессу. На борту осталось 310 пассажиров и члены экипажа. 1 сентября в час дня радиостанция Черноморского пароходства в Одессе получила плановое донесение с теплохода о том, что прошли Новороссийск и к двум часам 2 сентября предполагается прибытие в Одессу. После этого радиосвязь с судном прекратилась. Однако вначале это никого не насторожило. И лишь с утра 2 сентября в Черноморском пароходстве начали предпринимать меры к выяснению причин молчания теплохода, запросив суда в море и порты на пути следования лайнера: никто связи с "Победой" не имел и сигналов SOS не слышал. Обратились за помощью к командованию Черноморским флотом, и в море были посланы поисковые самолеты морской авиации. В 21.00 один из летчиков сообщил, что обнаружил обгоревший теплоход "Победа" в 70 милях к юго-востоку от Ялты, возле него находились пять шлюпок с людьми. К аварийному судну из Феодосии, Севастополя, других мест была направлена помощь.

ИЗ МАТЕРИАЛОВ РАССЛЕДОВАНИЯ

Так что же произошло на аварийном судне по официальной версии? 1 сентября в 13.00 лайнер прошел Новороссийский порт, следуя курсом на Одессу. Погода была спокойная. Исполняющий обязанности судового киномеханика радиотехник Н. Коваленко решил подготовить к сдаче на культбазу партию кинофильмов и попросил матроса В. Скрипникова перемотать кинопленку после просмотра. Киноленты хранились в небольшой кладовой в центральной части судна, рядом с недавно построенными каютами 3-го класса. Часть кинолент была упакована в жестяные коробки, а другая часть, предназначенная к перемотке, лежала на столе в открытом виде. В этой же кладовой хранилось и около 2 тыс. патефонных пластинок. Во время перемотки на ручном станке в результате трения лента заискрила и вспыхнула. От нее загорелись и рядом лежащие мотки. Через несколько секунд пламя охватило всю кладовую. Вспыхнула одежда на матросе. Скрипников выскочил из кладовой, захлопнул дверь и с криками о помощи кинулся по коридору. В кладовой раскаленным воздухом выбило дверь, и вырвавшийся огненный смерч охватил ковровые дорожки и фанерные переборки кают. Вытягиваемое мощной струей воздуха пламя по коридору дошло до трапа, ведущего в вестибюль вышележащей палубы, откуда по двум вертикальным шахтам лестницы, как по огромной дымовой трубе с мощной тягой, быстро достигло верхнего мостика, воспламеняя все на своем пути. Буквально в считанные минуты огонь охватил центральную часть судна, в том числе штурманскую, рулевую и радиорубку, каюты капитана и штурманов. Пожар вихреобразно начал распространяться по жилым помещениям, на шлюпочную палубу, приблизился к грузовым трюмам и машинному отделению. Вахтенный радист В. Веденеев, застигнутый огнем, выскочил из рубки через иллюминатор, не успев дать ни сигнала бедствия, ни сообщения о том, что вынужден покинуть радиорубку. Капитан приказал дать сигнал SOS по запасной рации, однако она уже сгорела в штурманской рубке. Общесудовую пожарную тревогу объявили лишь через несколько минут судовым колоколом на баке.

Получив известие о пожаре, машинная команда во главе со старшим механиком А. Зворопо заняла свои места у механизмов. В пожарную магистраль была подана вода. С первых минут пожара часть экипажа занялась спасением пассажиров. На воду были спущены спасательные боты и шлюпки. Большинство женщин и детей были посажены в пять шлюпок, которые отошли на безопасное расстояние от судна. Пассажиры-мужчины помогали тушить пожар. Ценой неимоверных усилий огонь был побежден, но судно, хотя и не потеряло способности к движению, получило тяжелые повреждения. В средней надстройке, на командном мостике все деревянные переборки, оборудование помещений и настилы, штурманская, рулевая и радиорубки были уничтожены полностью, металлические переборки рубок и набор надстройки деформированы. На прогулочной палубе сгорели рестораны, салоны и другие помещения, на всех пассажирских палубах-каюты, салоны, рестораны, служебные помещения, трапы обрушились, металлические переборки покоробились. Грузовые трюмы в носовой части судна, где началось возгорание груза из-за попадания огня и искр через шахты, были залиты водой, и пожар не получил распространения, но значительной части имущества пассажиров был нанесен непоправимый ущерб. В машинном отделении сильному воздействию огня подверглась водонепроницаемая переборка, остановившая продвижение пожара на корму. Таким образом, кормовая и носовая части судна практически не пострадали. Самым страшным следствием пожара стали человеческие жертвы: погибли 40 пассажиров и два члена экипажа (матрос В. Скрипников и буфетчица Г. Гуньян - ее подвела вспыхнувшая на ней обнова - нейлоновая одежда). В числе погибших было 19 женщин и 15 детей в возрасте до 16 лет. Большинство людей погибли в первые минуты пожара, захлестнувшего пассажирские каюты. В ночь на 3 сентября, когда к аварийному судну подошли спасатели, основной пожар был уже потушен. Теплоход вначале повели на буксире, но затем выяснилось, что он может идти самостоятельно. 5 сентября "Победа" пришла в Одессу, на турбоходе "Вячеслав Молотов" прибыли спасенные пассажиры.


При расследовании обстоятельств аварии наряду с основной версией разрабатывался и вариант о возможной диверсии. Было высказано предположение, что в Александрии при посадке большого числа пассажиров на судно проникли диверсанты, которые и организовали пожар. Эта версия возникла из-за того, что еще в Батуми после высадки репатриантов на судне в разных местах были обнаружены кусочки какого-то вещества, похожего на руду. При поджоге они горели голубым пламенем с высокой температурой. Один такой кусочек взял тогда для исследования сотрудник госбезопасности Непряхин, погибший во время пожара. Что дало следствию еще один повод не заниматься этой версией.

НЕПРАВЕДНЫЙ СУД

Однако главной причиной пожара все же признали воспламенение кинопленки. Были взяты под стражу радиотехник лайнера, он же нештатный киномеханик П. Коваленко, капитан теплохода Н. Пахолок, помощники по политчасти С. Першуков и А. Набокин, начальник радиостанции В. Веденеев, а также работники береговых служб Черноморского пароходства - начальник радиостанции А.Третьяк и групповой диспетчер М. Нефедов. К суду привлекли и известного капитана М. Григора - начальника морской инспекции Черноморского пароходства. Следствие длилось около 5 месяцев. 8 февраля 1949 г. Воднотранспортная коллегия Верховного суда СССР на выездной сессии в Одессе под председательством Успенского с участием прокурора и адвокатов рассмотрела дело по обвинению руководителей теплохода "Победа" в пожаре на судне, повлекшем гибель людей и нанесшем большой материальный ущерб.

Суд отметил, что возникновение пожара на теплоходе явилось следствием грубых нарушений командным составом судна и внештатным киномехаником правил пожарной безопасности. Не отвергая вовсе версию вспышки кинопленки от трения, суд пришел к выводу, что наиболее вероятной причиной возгорания пленки было курение матроса Скрипникова в кладовой. Следствие установило, что капитан Пахолок и его помощник по пожарной части Набокин перед отправлением в рейс, зная, что на теплоходе имеется специальное хранилище на 8 кинолент, приняли на борт 41 широкопленочный кинофильм и допустили хранение легковоспламеняющейся кинопленки в неприспособленном помещении на нижней палубе в центральной части судна среди пассажирских кают.

Киномеханик Коваленко допустил к перемотке пленки матроса Скрипникова, не знавшего правил обращения с кинопленкой. Помощник капитана Набокин не проводил занятий с личным составом по борьбе с пожаром, не обращал внимания на нарушение пожарной безопасности, многие члены экипажа не умели пользоваться огнетушителями. Радист Веденеев не дал сообщения в эфир о пожаре на судне и покинул пост, когда огонь охватил рубку. Работники радиостанции пароходства и дежурные диспетчеры были обвинены в преступной халатности при исполнении служебных обязанностей. Суд вынес суровый приговор виновникам пожара: помощник капитана по пожарной безопасности А. Набокин был приговорен к 25 годам лишения свободы, капитан судна П. Пахолок и киномеханик Н. Коваленко - к 15 годам, помполит С. Першуков - к 10 годам, радист В. Веденеев - к 8 годам. Работники береговых служб, косвенно виновные в трагедии, были приговорены к более мягким наказаниям: начальник радиостанции Черноморского пароходства А. Третъяк - к двум годам заключения, групповой диспетчер М. Нефедов - к исправительно-трудовым работам по месту службы с вычетом 25% заработной платы в течение года. Начальник морской инспекции пароходства М. Григор был оправдан, так как с апреля по сентябрь 1948 г. находился в отпуске.

Но в следственных материалах и на суде почему-то отсутствовали события, произошедшие перед выходом "Победы" из Нью-Йорка. Тогда местные власти затеяли странную дезинфекцию судна. Несмотря на протесты капитана, экипаж судна двое суток проживал в гостиницах, а американцы наводили на "Победе" нужный им "порядок": Кроме того, в одной семейной паре дипломатов, уезжавших из США, возникла ссора - жена не захотела возвращаться на родину. В результате она выпрыгнула в окно, а американцы взяли ее под свою опеку. Ее багаж был уже погружен на "Победу" и находился в средней части судна, где и начался пожар: Весьма странно также и то, что американское радио передало сообщение о пожаре еще до его фактического возникновения. Все это осталось без должного внимания следствия и суда.

На суде тогдашний начальник черноморского морского пароходства П. Макаренко, вызванный как свидетель, заявил: "Такого капитана, как Пахолок, и его экипаж нельзя судить, ибо они во время аварии проявили столько мужества и отваги, что спасли корабль и сами привели его в порт без посторонней помощи". На это председатель суда заявил: "Идет суд! Оставьте свои "одесские штучки".

Так закончилось дело о пожаре на теплоходе "Победа", который продолжал работать в составе Черноморского пароходства на внутренних и зарубежных линиях. В середине 50-х годов он числился среди лучших судов пароходства. В 1962 г., во время карибского кризиса, судно использовали для перевозки советских войск на Кубу, в конце 70-х годов оно было списано из состава флота.

МАРШАЛ ФЭН

Приезд маршала Фэн Юйсяна в СССР осенью 1948 года был явно не случаен. Считалось, что он может занять один из ключевых постов в создаваемом правительстве нового Китая. Маршал пользовался авторитетом у немалой части населения. И вдруг один из возможных руководителей Китая погибает в результате "несчастного случая"...

Путь Фэн Юйсяна в политике не был ровным. Родился в 1882 году в северной провинции Чжили (Хэбэй) в семье каменщика. Военную службу начал во время Синьхайской революции 1911-1913 годов и вскоре выдвинулся на командные должности. Потом служил в частях так называемых северокитайских милитаристов - одной из группировок, боровшихся за власть в Китае, стал генералом. В октябре 1924 года открыто выступил против лидера Чжилийской клики Пэйфу, захватил со своими войсками Пекин и произвел государственный переворот. Стал маршалом. Пригласил военных советников в свои войска и приступил к их реорганизации. Установил связь с революционным правительством Сунь Ятсена на юге страны. В 1926 году вступил в партию Гоминьдан. Во время "Северного похода" в 1926-1927 годах, начатого по инициативе Гоминьдана с целью объединить страну, Фэн Юйсян вел активные боевые действия против северных милитаристов. Летом 1927 года маршал поддержал лидера Гоминьдана Чан Кайши, разорвавшего союзнические отношения с китайской Компартией. В годы войны с Японией (1937-1945) Фэн был активным, в отличие от Чан Кайши, сторонником создания "единого фронта" и сотрудничества с коммунистами. После войны, находясь в США, окончательно порвал с Чан Кайши...

Чтобы понять причину столь дальнего путешествия китайского маршала Фэн Юйсяна - из США в СССР и далее в Китай, - вспомним, как разворачивались в то время события на его родине. Завершался разгром армии Гоминьдана противостоявшими ей войсками коммунистической Народно-освободительной армии Китая (НОАК). В 1948 году на повестке дня уже стоял вопрос о создании общенационального правительства Китая. Слово Москвы в этом процессе было далеко не последним.

В октябре 1954 года, когда советские военные моряки-тихоокеанцы привели в китайский порт Циндао группу боевых кораблей-эсминцев, тральщиков и малых подводных лодок, эта история получила свое продолжение. Передаваемые корабли должны были стать основой ВМФ Китая, создававшегося тогда с помощью СССР. Среди китайских моряков, которые осваивали новые корабли, был сын маршала Фэна, хорошо говоривший по-русски. Он рассказал советским морякам, что после гибели отца ему предложили поступить в Каспийское высшее военно-морское училище (только в нем тогда готовили иностранцев). Посоветовавшись с матерью, он согласился. За несколько лет Виктор (так он просил называть себя) изучил русский язык и освоил штурманскую специальность, а окончив училище, стал служить на китайских военных кораблях. К слову, его мать - вдова маршала Фэн Юйсяна - входила в правительство КНР в качестве министра здравоохранения. В приватных беседах с советскими моряками Виктор неоднократно заявлял, что его отца убрали вражеские спецслужбы. По его словам, у него были веские основания так считать. Однако сын маршала их не приводил...

Сам же некогда всесильный китайский маршал Фэн, долгое время контролировавший провинции Хэнань, Шэньси, Ганьсу, на момент своей гибели уже миновал зенит политической славы. Отношение к нему в Китае было неоднозначным. Он то примыкал к Чан Кайши, то вступал с ним в военное противостояние, то боролся с коммунистами, то шел на сотрудничество с КПК. Последний политический разворот Фэн Юйсян совершил как раз накануне своей трагической смерти. Он перешел на сторону КПК. Единственной стороной, к которой этот противоречивый китайский политик питал неизменные дружеские чувства, была Москва. Маршал Фэн не раз заявлял, что "подлинным другом китайского народа" был и останется Советский Союз. Впрочем, в любви и верности СССР в то время клялись многие китайские политики. Это неудивительно, если учесть, что Москва имела влияние на оба противоборствующих китайских лагеря. Имеются также свидетельства, что Фэн Юйсян находился в приятельских отношениях с советским послом-резидентом при Чан Кайши Александром Панюшкиным и неоднократно в приватных беседах сообщал ему конфиденциальную информацию. Данный факт трудно назвать сенсацией, учитывая, что на тот момент не только Фэн, но и другие политические фигуры Китая охотно шли на контакты с советскими "советниками" (у Фэна им был видный командир Красной Армии Примаков).

Так или иначе, выбор у Сталина был. Роль Москвы в формировании политического истеблишмента нового Китая и разрешении китайского политического кризиса конца 40-х годов до сих пор до конца не выяснена. Известно, что Сталин не очень доверял Мао, называя его "редиской": снаружи красным, а внутри белым. Любопытная деталь: большая часть трофейного оружия поверженной Квантунской армии была передана Советским Союзом не Мао, а его партийному конкуренту с северо-востока Китая - Гао Гану, покончившему с собой при загадочных обстоятельствах в начале 50-х годов. Известно также, что, оказывая определенную военно-техническую помощь китайским коммунистам, приоритет Москва отдавала легитимному на тот момент правительству Чан Кайши.

Колебания Сталина, на кого из тогдашних китайских правителей сделать ставку, продолжались долго. Возможно, размышляя над судьбами Китая, он разрабатывал сразу несколько вариантов с привлечением "запасных" фигур. Одной из них мог быть маршал Фэн Юйсян. В любом случае его возвращение в Китай было, скорее всего, невыгодно Мао. Таинственная гибель Фэна на советском теплоходе "Победа" накануне краха режима Чан Кайши и прихода к власти коммунистов заставляет над этим задуматься. Возможно, что смерть Фэн Юйсяна спутала Сталину карты в его непростой китайской партии и нарушила грядущие стратегические планы. В итоге "вождь всех народов" был вынужден смириться и принять-таки в 1950 году Мао Цзэдуна в своем кремлевском кабинете как равный равного.

Это дополнение к статье «О разделе союзниками по антигитлеровской коалиции флотов побежденных стран после Второй мировой войны», в части того, какие гражданские суда Германии получил СССР по репарации.
Но начну со штабного корабля ЧФ «Ангара».
В предыдущей статье было рассказано о корабле управления подводными силами Криксмарине «Aviso Hela», который стал у нас называться «Ангара».
На флоте этот корабль выполнял в основном представительские функции и использовался как правительственная яхта.

В разное время на «Ангаре» побывали главы правительства СССР и зарубежных стран. Так, в сентября 1954 г. на борту этой яхты Маленков, Молотов, Хрущев и Кириленко совершили круиз Севастополь - Ялта - Сочи - Ялта.
В 1955 г. на «Ангаре» совершил морскую прогулку премьер-министр Индии Джавахарлал Неру со своей дочерью Индирой Ганди.
На «Ангаре» бывали Иосип Броз Тито, король Афганистана Мухаммад Захир Шах, Урхо Кекконен, Владислав Гомулка, Янош Кадор и другие руководители.
Бывал на «Ангаре» и министр обороны Г.К. Жуков.
Вот что рассказывает севастопольский журналист С.П. Горбачев в книге «Ангара» - от свастики до Андреевского креста»:
«Как-то маршал, пребывая на «Ангаре» увидел вдруг невероятное: на верхних палубах кораблей, стоящих на рейде и у причалов, личный состав был во всем белом. Это его не только поразило, но и возмутило. Он и не ведал, что по случаю прибытия в главную базу ЧФ министра обороны была отдана команда появляться на верхней палубе кораблей только в форме № 1 (для офицеров - белый китель и белые брюки).
"Почему на верхней палубе кораблей люди ходят в нижнем белье?" - вознегодовал министр и, даже не выслушав объяснений командующего флотом, распорядился такую форму... отменить».
Вот с той поры на флоте осталась только форма 2 (белая тужурка и черные брюки у офицеров и белая форменка и черные брюки у матросов).
Надо сказать, что Г.К. Жуков всегда не понимал и не хотел понимать моряков, «очень любил флот», с Наркомом ВМФ Н.Г. Кузнецовым у него были весьма непростые отношения, и он сделал все, чтобы после трагедии с линкором «Новороссийск» отправить его в отставку.
Ну, конечно, и флотские также его очень «любили», особенно после того как по его распоряжению на палубе кораблей (крейсеров), а для других кораблей- на берегу стали проводиться строевые занятия с матросами, вместо боевой подготовки.
И ирония судьбы заключалась в том, что именно на флоте он провел свой что называется «последний парад” в ранге Министра обороны.
4 октября 1957 года Министр обороны Г.К. Жуков отправился из Севастополя, на крейсере «Куйбышев», с визитом в Югославию и Албанию.
Командиром крейсера тогда был капитан 1 ранга В.В. Михайлин (впоследствии адмирал Командующий Балтийским флотом, затем Зам. Главкома ВМФ). Вот он и отдал последний рапорт Г.К. Жукову как Министру обороны, встречая его на крейсере.
Проводы были торжественные, присутствовало все командование ЧФ, Крымское начальство. Но возвратился он уже практически не в ранге министра. Во время его зарубежной командировки вопрос в его снятии был уже решен.
27 октября 1957 года он прилетел в Москву, а 29 октября 1957 года, после октябрьского пленума ЦК КПСС был выведен из состава Президиума ЦК и ЦК КПСС, освобождён от должности министра обороны СССР, а в феврале 1958 года отправлен в отставку.

О полученных по репарации парусниках - барках «Крузенштерн», «Седов» и «Товарищ» рассказано в предыдущей статье.
Но помимо этих больших парусников СССР получил еще 20 немецких крейсерских яхт.
В августе 1947 г. на станцию Химки прибыл эшелон с трофейными немецкими яхтами.
Вот названия всех двадцати полученных немецких яхт, которые поступили в Москву после Великой Отечественной войны и во многом способствовали развитию в столице парусного спорта. Имена, конечно, у них уже русские:
«Мария», «Орелъ», «Ника», «Эос», «Капитан Петров», «Беда», «Водяной», «Корсар», «Викинг», «Нерпа», «Черепаха», «Садко», «Самарга», «Гемма», «Феникс», «Шторм», «Акула», «Гагара», «Кашалот» и «Волна».
В 2000 году на Клязьминском водохранилище из перечисленных еще ходили трофейные яхты «Нерпа», «Черепаха», «Самарга», «Гемма», «Феникс» и «Шторм».

Теперь о пассажирских лайнерах.

В результате раздела по репарации крупнейшее судно германского пассажирского флота - трансатлантический лайнер «Европа» (типа «Бремен») передали США, которые затем передали его Франции в виде компенсации за погибшую в Нью-Йорке «Нормандию» и переименовали в «Либерте».
Этот лайнер владел Голубой лентой Атлантики с 1930 по 1933 годы.

Лайнер «Европа»

Под названием «Либерте» судно еще около 15 лет совершало рейсы через Северную Атлантику.
Англии достались большие германские лайнеры «Монте Роза», «Миллуоки», «Тюрингия», «Потсдам», «Претория», «Антонио Дельфино», «Убена».

Пассажирские лайнеры, доставшиеся СССР по репарации в основном направляли на Дальний Восток и на Черное море.

Первым в таком списке - дизельэлектроход «Россия»
Судно построено в 1938 году в Гамбурге и носило название «Патрия».


Дизельэлектроход «Россия»

«Россия» ходила на Крымско-Кавказской линии (Одесса-Батуми), где пользовалась огромной популярностью. Считалась флагманом Морского пассажирского флота.
Судно было списано в 1985 году и разделано на металлолом в Японии.
Теплоход снят в художественных кинофильмах «Бриллиантовая рука» «Запасной игрок» и др.
С этим теплоходом связана история ареста гросс-адмирала Деница.
В конце апреля 1945 г., после самоубийства Гитлера, во главе «третьего рейха», оказалось «правительство» гросс-адмирала Деница. Его прибежищем стало военно-морское училище в пограничном (близ Дании) городе Фленсбург.
12 мая во Фленсбург начали прибывать члены Союзной Контрольной Комиссии.
Они избрали для своей работы и проживания пассажирское судно «Патрия», стоящее на якоре. Пока советские члены комиссии еще не прибыли, адмирал Дениц стремился провести сепаратные переговоры с англичанами и американцами. Он дважды приезжал на «Патрию».
22 мая на борту «Патрии» Союзная Контрольная Комиссия, уже с участием представителей СССР заявила, что союзники не признают «правительства» Деница, оно прекращает свое существование, а гросс-адмирал и его министры арестованы и должны считать себя военнопленными. Там же был арестован и Иодль.
Под охраной всех немцев свезли с «Патрии» на берег и препроводили в тюрьму. На Нюрнбергском процессе он был приговорен к 10 годам лишения свободы.

Пассажирский лайнер «Петр Великий».

В 1938 г. был заложен по заказу Турции на верфи «Блом и Фосс» в Гамбурге под названием «Догу». В феврале 1941 г. пароход был мобилизован в Кригсмарине под названием «Дуалс». С 28 июня 1941 г. по 26 января 1944 г. «Дуалс» обеспечивал боевую подготовку подводников, а затем был переклассифицирован в торпедолов.
В 1946 г. был передан СССР.
Теплоход получил новое название «Петр Великий».
Однако в 1947 г. СССР передал его Польше, где его назвали «Ягелло».


Теплоход «Петр Великий»

В 1949 г. корабль был возвращен СССР и под названием «Петр Великий» зачислен в Черноморское морское пароходство с портом приписки Одесса.
После модернизации и увеличения пассажировместимоси (до 600 человек) с 1954 года ходил на линии Одесса- Батуми.
В 1973 году выведен из эксплуатации и в Испанском порту Кастеллон разбран на металлолом.

Теплоход «Адмирал Нахимов»

Построен в Германии в 1925 г. под названием «Берлин». До 1939 г. он совершал регулярные рейсы через Атлантику между портами Бремерхафен и Нью-Йорк. Передан по репарации СССР.
С 1949 по 1957 г. «Адмирал Нахимов» проходил капитально-восстановительный ремонт в ГДР
«Адмирал Нахимов» был передан Черноморскому морскому пароходству.
О трагической судьбе пассажиров и теплохода рассказано в статье «О «крещении» кораблей, об их именах и судьбах», которая размещена в моем блоге раньше.

Китобойная флотилия

По репарациям СССР получил из Германии китобойную флотилию - китобазу с 17 малыми китобойцами-охотниками. Головной корабль- китобаза «Wikinger» имел водоизмещение 28 тыс. т и скорость хода 12 узлов.
Малые китобойцы могли развить скорость до 14,5 узла.
База получила название «Слава».
В 1946 г. впервые в истории отечественного рыболовного флота советская китобойная флотилия «Слава» с научной группой на борту отправилась из Одессы в свою первую антарктическую экспедицию.
Повел ее ледовый капитан В.М. Воронин. Это стало началом советского китобойного промысла в Антарктике.

В первые два рейса для обучения наших моряков пригласили норвежских специалистов. Они работали гарпунерами, мастерами разделки и жиротопления. Только в свой третий рейс китобойная флотилия «Слава» вышла укомплектованная исключительно нашими моряками. С Дальнего Востока приехали несколько гарпунеров и специалистов разделки, остальная команда была набрана в Одессе.
Начиная со второго рейса флотилию возглавил капитан-директор Алексей Соляник.
Он был капитан-директором флотилии «Слава» до 1959 года, а с 1959 возглавил китобойную флотилию «Советская Украина», уже отечественной постройки. В ту пору А. Соляник был в Одессе самым известным и популярным человеком.
C 1956 для китобойной флотилии начали строить китобойцы на Николаевском заводе им. 61 Коммунара.


Китобаза «Слава»

Мне приходилось видеть, как на заводе 61 Коммунара строились наши китобойцы. Их буквально пекли как блины.
Практичеcки каждый месяц уходил с завода на ходовые испытания новый китобоец, проведя перед этим швартовные испытания в течение 5-6 дней, упершись носом в стенку, с работающими винтами,


Китобоец постройки завода 61 Коммунара.

Теплоход «Победа»

Судьба этого теплохода была весьма драматичной
Лайнер «Победа» (нем.«Магдалена») был построен по заказу немецкой судоходной компании на верфи «Шихау» в Данциге в 1928 г. для эксплуатации на линии Европа - Центральная Америка - Вест-Индия.
В первый рейс лайнер вышел 29 декабря 1928 г.
В феврале 1934 году у острова Кюрасао теплоход сел на мель, с которой его удалось снять лишь 25 августа. Пройдя полугодичный ремонт и переоборудование на верфи «Блом и Фосс» в Гамбурге, лайнер «Магдалена» вышел с новым названием «Иберия».

С началом Второй мировой войны «Иберия» была мобилизована и использовалась в качестве плавбазы Кригсмарине в Киле. Там 9 июня 1945 г. ее захватили англичане.
В февраля 1946 г. не пострадавшая в военных действиях «Иберия» по репарации была передана СССР и вошла в состав Черноморского морского пароходства под названием «Победа».

Лайнер курсировал на линии Одесса - Нью-Йорк - Одесса.
31 июля 1948 г. теплоход «Победа» с 323 пассажирами и 277 т груза на борту вышел из порта Нью-Йорка в Одессу. В числе пассажиров были в основном работники министерств иностранных дел и внешней торговли с семьями, а также несколько представителей других ведомств и семья китайского маршала Фэн Юйсяна, направлявшегося в Китай через Советский Союз
В Александрии на борт были приняты около двух тысяч армян-репатриантов из Египта, возвращавшихся в Армению, которых благополучно доставили в Батуми, откуда 31 августа «Победа» взяла курс на Одессу.
2 сентября радиосвязь с судном прекратилась. Поиски начались сразу же.
Поисковые самолеты морской авиации ЧФ вечером 2 сентября обнаружили обгоревший теплоход «Победа» в 70 милях к юго-востоку от Ялты и возле него пять шлюпок с людьми. К аварийному судну из Феодосии, Севастополя, других мест направились спасатели,
Как затем установило следствие пожар возник в кладовой кинофильмов, где киномеханик перематывал киноленты после просмотра фильма. В этой же кладовой хранилось около 2 тысяч патефонных пластинок.
В считанные минуты огонь охватил центральную часть судна, в том числе штурманскую, рулевую и радиорубку, каюты капитана и штурманов. Пожар начал распространяться по жилым помещениям на нос и корму, на шлюпочную палубу, приблизился к трюмам и машинному отделению.
Вахтенный радист, застигнутый огнем, выскочил из рубки через иллюминатор, не успев передать ни сигнал бедствия. Запасной рация, сгорела в штурманской рубке.
При пожаре погибли два члена экипажа и 40 пассажиров, включая 19 женщин и 15 детей, среди них были китайский маршал Фэн Юйсян и его дочь.
В ночь на 3 сентября, когда к судну подошли спасатели, основной пожар был уже потушен. Теплоход повели на буксире, но затем выяснилось, что он может идти самостоятельно. 5 сентября "Победа" пришла в Одессу, спасенные пассажиры прибыли на турбоходе "Вячеслав Молотов".
После ремонта лайнер «Победа» продолжала использоваться Черноморским морским пароходством на внутренних и зарубежных линиях. В середине 1950-х годов он считался одним из лучших судов пароходства.
В 1968 г. теплоход «Победа» снималась в комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Она играла роль теплохода «Михаил Светлов», и именно на палубе «Победы», через 20 лет после трагедии, Андрей Миронов поет песню про Остров невезения.

Пассажирский пароход «Илья Репин» был построен в 1927 г. на верфи в Штеттине под названием «Ругард». Его вместимость 1358 брт.
В сентябре 1939 г. «Ругард» был введен в состав Кригсмарине и использовался на Балтийском море в качестве штабного корабля, плавбазы.
В мае 1945 г. «Ругард» захватили в Киле союзники и в 1946 г. передали СССР. Судно было переименовано в «Илью Репина» и поставлено на ремонт в Висмаре.

В 1946-1950 гг. «Репин» ходил по Балтике, порт приписки - Ленинград, а в 1950-1959 гт. - на Севере, порт приписки - Мурманск.

Антарктическая китобойная флотилия «Юрий Долгорукий»

Была создана в Калининграде в 1959 г на базе бывшего грузопассажирское немецкого судна «Гамбург», которое было построена в 1926 г. на верфи в Гамбурге.
В апреле 1945 г. «Гамбург» был затоплен и лишь в сентябре 1950 г. поднят и доставлен для перестройки в Антверпен, затем в ГДР на предприятие «Варноверфь» в порту Варнемюнде.

Перестроенное в китобойную базу судно было спущено на воду в марте 1960 г. и получило новое имя - «Юрий Долгорукий».
В состав китобойной флотилии «Юрий Долгорукий» вошли 17 китобойных судов типа «Мирный» постройки Николаевского судостроительного завода.
С 1960 по 1975 г. китобойная флотилия «Юрий Долгорукий» ходила в Антарктику 15 раз на промысел китов.
Флотилия была расформирована в 1975 г.


Китобаза «Юрий Долгорукий».

Немецкие суда, полученные по репарации и направленные на Дальний Восток

Пароход «Чукотка»
Бывший германский пароход «Вангони» (Wangoni»).
Был построен в 1921 в Гамбурге на верфи «Блом унд Фосс» и использовался на африканской линии. В 1934 г. «Вангони» переделан под туристический круизный лайнер, увеличив пассажировместимость до 340 человек.


Пароход Чукотка (Вангони)

«Вангони» был передан СССР во второй половине 1947 г. прибыл во Владивосток и использовался на Приморской линии до 1968 г.,

Пароход «Гоголь»
Бывший германский грузопассажирский пароход«Вадаи» («Wadai») построен в Гамбурге в 1920 г.
В 1946 г. после официального раздела трофейного флота, «Вадаи» передан Советскому Союзу.

Пароход под названием «Гоголь» вошел в состав Дальневосточнго морского пароходства. В 1970 г. был разделан на металлолом в Японии.

Пароход «Приморье»
Бывший германский пароход «Салон» («Salon») был построен в 1939 г. на германской верфи. В 1940 г. судно конфисковали для нужд ВМФ Германии и переименовали в «Виндхук» («Windhuk»).

Был захвачен союзниками в Гамбурге и передан СССР.
После проведения ремонтных работ в Висмаре судно получило новое название - «Приморье»
В сентябре 1950 г. пароход «Приморье» прибыл во Владивосток и стал использоваться на Приморской линии.
На линии пароход «Приморье» ходил до середины 1970-х годов, а затем был сдан на металл.

Пароход «Сибирь»

Бывший германский пароход «Сьерра Салвада» был заложен на верфи «Вулкан» в Штеттине в марте 1913 г.
В 1927 г. лайнер получил название «Океана».


Пароход «Сибирь»

Во Второй мировой войне «Океана» использовалась немецким ВМФ в качестве плавказармы в Готенхафене и в Штеттине.
В 1946 г. лайнер передали СССР и в январе 1948 г. он прибыл на верфь «Warnowwerft» в Варнемюнде, где прошел ремонт и модернизацию.
Судно получило название «Сибирь» и в июне 1948 г. вышло из Варнемюнде и взяло курс на Дальний Восток. К этому времени пассажировместимость судна составляла 1200 пассажиров.
Лайнер «Сибирь» находился в эксплуатации до 1963 г.

Пароход «Азия»
Бывший германский пароход «Сьерра Марена», в 1934 г. был переименован в «Дер Дейче» («Немец»)

.

пароход «Азия»

Во Владивосток лайнер прибыл в октябре 1950 г. и стал эксплуатироваться на линии Владивосток - Петропавловск-Камчатский. В 1967 г. лайнер разрезан на металлолом.

Лайнер «Советский Союз»
Бывший германский пароход «Альберт Балин».
Его заложили 24 августа 1921 г. на верфи «Блом и Фосс» в Гамбурге. Длина лайнера составляла 205 м, вместимость 20 815 брт, ход до 19 узлов. Лайнер мог принимать 250 пассажиров в 1-й класс, 340 пассажиров во 2-й класс и 960 пассажиров в 3-й класс.
В 1935 г. лайнер получил новое название - «Ганза».

С началом Второй мировой войны, в 1939 г., «Ганза» был мобилизован и использовался как плавбаза в составе германского ВМФ. В марте 1945 г. плавбаза на переходе подорвалась на мине. Судно попыталось своим ходом дойти до Варнемюнде, но, не дойдя всего 9 миль, село на мель. Позже лайнер опрокинулся и лег на дно левым бортом.
В 1949 г. аварийно-спасательная служба Балтийского флота подняло судно, и его отвели в Варнемюнде, где на верфи «Warnow Werft» произвели восстановительный ремонт.
Поскольку этот лайнер являлся самым крупным пассажирским судном в СССР, его решили назвать «Советский Союз». Официальное присвоение нового названия состоялось в 1953 г. В общем восстановительные работы длились пять лет.

Лайнер «Советский Союз»

В 1955 г. дальневосточное отделение «Совторгфлота» приняло лайнер «Советский Союз» в эксплуатацию. Но перед переходом на Дальний Восток судну необходимо было выполнить контрольное докование. В то время в западных портах СССР было только одно место, где могли доковать такое крупное судно - сухой док Севморзавода в Севастополе.
13 октября 1955 г. турбоход «Советский Союз» прибыл в Одессу, откуда перешел в Севастополь. На Севморзаводе провели докование в сухом доке завода.
Во время стоянки в Севастополе на «Советском Союзе» побывали первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев, министр обороны Г.К. Жуков и член Политбюро Л.И. Брежнев.
В мае 1957 г. «Советский Союз» прибыл во Владивосток,
Турбоход «Советский Союз» закончил работу на камчатской пассажирской линии в 1980 г.
Был переименован в «Тобольск», ведь с именем «Советский Союз» он просто не мог подлежать разделке на металлолом.
В марте 1982 г. «Тобольск» самостоятельно вышел в последний рейс и был официально передан для разделки на металл одной из компаний Гонконга.

Пароход «Ильич»
Был построен в 1932-1933 гг. на верфи «Блом и Фосс» под названием «Карибия».


Пароход «Ильич»

Пассажировместимость его составляла 450 пассажиров.
До самого начала Второй мировой войны судно работало на линиях, соединявших Германию с Центральной Америкой и островами Вест-Индии. В 1940 г. «Карибию» мобилизовали в состав ВМС Германии, где она использовалась в качестве плавказармы.
В 1945 г. «Карибия» передана СССР, ей присвоили название «Ильич».
В начале 1946 г. «Ильич» прибыл во Владивосток, где эксплуатировался на Камчатской линии.

Теплоход «Русь»
Бывший немецкий теплоход «Кордильера» был построен в Гамбурге в1933 году, как и однотипный с ним теплоход «Ильич»
В марте 1945 г. судно было потоплено в порту Свинемюнде в ходе налета британской авиации.
Поднять судно удалось только в январе 1949 г. Теплоход рошел восстановительный ремонт в Варнемюнде. Количество пассажирских мест 880.
В августе 1952 года прибыл во Владивосток и эксплуатировался на экспрессной линии Владивосток-Петропавловск до 1977 года.


Теплоход «Русь»

Кроме пассажирских пароходов на Дальний Восток были направлены два германских больших морских парома - «Анива» и «Крильон», бывшие «Дойчланд» и «Прессен». Пассажировместимость каждого составляла 700 человек.


Паром «Анива»

Паром «Анива» в составе Дальневосточного пароходства. эксплуатировался до 1960 года.

Паром «Крильон» («Прессен»)
В марте 1946 г. «Крильон» был передан СССР в порту Любек.
Ремонт «Крильон» прошел в Одессе, а оттуда в 1947 г. направился во Владивосток. Первоначально он использовался как паром на линии Владивосток - Холмск.
В 1951 г. его переделали в комфортабельный пассажирский лайнер. Пассажировместимость стала свыше 500 пассажиров.
Лайнер эксплуатировался до 1975 г. на линии Корсаков - Владивосток, иногда совершая рейсы в Японию.


Лайнер «Крильон»

По репарациям СССР получил также целый ряд немецких сухогрузов и танкеров.
Вот например, сухогруз «Адмирал Сенявин». Судно было построено в 1928 г. в Киле. Водоизмещение 5900 т.,
Сухогруз «Адмирал Ушаков» построен в 1938 г. в Берлине. Водоизмещение- 10 800 т.
Оба судна находились в составе советского морского флота до 1970 года.
По репарации в СССР поступали не только морские, но и речные суда.
В этой статье показаны лишь пассажирские теплоходы, полученные СССР по репарации.
Эти теплоходы составили значительную часть морского пассажирского флота СССР после окончания войны, и в отличие от полученных боевых кораблей использовались у нас довольно длительное время
В окончательном итоге Советскому Союзу передавалось 769 немецких кораблей и судов, из которых 155 боевых кораблей, остальные суда различного назначения.
Помимо того, Советский Союз получил 39 плавдоков и 9 понтонов.

Тайна теплохода "Михаил Светлов" из к/ф "Бриллиантовая рука"

Какой теплоход на самом деле снимался в одной из самых любимых кинокомедий Леонида Гайдая

"Победа"

На самом деле, это был теплоход "Победа", который использовался для пассажирских перевозок на линии Одесса — Нью-Йорк — Одесса. И принадлежал он Черноморскому морскому пароходству.


Судно было построено по заказу немецкой судоходной компании на верфи «Schichau Werft» в городе Данциге (польск. Гданьск) в 1928 году для эксплуатации на линии Европа — Центральная Америка — Вест-Индия. В первый рейс вышло 29 декабря 1928 года.

Двухвальная энергоустановка из двух 8-цилиндровых дизельных двигателей «Зульцер» марки 8SМ68 мощностью по 3 500 л. с. каждый при 105 об./мин. позволяла теплоходу развивать скорость порядка 15,5 узла, работая на два 4-лопастных гребных винта.

8 февраля 1934 г. у острова Кюрасао судно село на мель, с которой было снято лишь 25 августа. После полугодичного ремонта и переоборудования в Гамбурге на верфи «Blohm & Voss» лайнер «Магдалена» вышел с завода однотрубным теплоходом с новым названием «Иберия» (нем. «Iberia»).


В военное время «Иберия» служила плавбазой ВМФ Германии в Киле. Первоначально после войны 9 июня 1945 года её получил британский флот. 18 февраля 1946 г. не пострадавшая в военных действиях «Иберия» по репарации была передана СССР в Черноморское морское пароходство. Здесь лайнер получил новое наименование — «Победа».

Судно было поставлено на линию Одесса — Нью-Йорк — Одесса, возглавлял экипаж капитан дальнего плавания Николай Адамович Пахолок — опытный моряк, уроженец Скадовска, машинную команду — старший механик А. Звороно.


31 июля 1948 года теплоход «Победа» с 323 пассажирами и 277 тоннами груза на борту вышел из порта Нью-Йорка в Одессу. В числе пассажиров были в основном работники министерств иностранных дел и внешней торговли с семьями, а также несколько представителей других ведомств, а также семья китайского маршала Фэн Юйсяна, следовавшая в Китай через Советский Союз.

На подходе к Гибралтару было получено указание: зайти в Александрию и принять на борт еще порядка 2 000 армян-репатриантов из Египта, возвращающихся в Армению. Было дополнительно погружено также 1 500 тонн груза. Таким образом, были превышены все нормы пассажировместимости. Тем не менее, все репатрианты были благополучно доставлены в конце августа в порт назначения — Батуми.

31 августа, судно взяло курс на Одессу. На борту осталось 310 пассажиров и члены экипажа. 1 сентября в час дня радиостанция Черноморского пароходства в Одессе получила плановое донесение с теплохода о том, что прошли Новороссийск и к двум часам 2 сентября предполагается прибытие в Одессу. После этого радиосвязь с судном прекратилась.

Утром, 2 сентября в Черноморском пароходстве начали предпринимать меры к выяснению причин молчания теплохода, запросив суда в море и порты на пути следования лайнера: никто связи с «Победой» не имел и сигналов SOS не слышал. Руководство обратилось за помощью к командованию Черноморским флотом, и в море были посланы поисковые самолёты морской авиации. В 21.00 один из лётчиков сообщил, что обнаружил обгоревший теплоход «Победа» в 70 милях к юго-востоку от Ялты, возле него находились пять шлюпок с людьми. К аварийному судну из Феодосии, Севастополя, других мест была направлена помощь. Из Одессы на помощь были направлены курсанты и преподаватели Одесского высшего мореходного училища.


По данным следствия, 1 сентября 1948 года, около 13 часов лайнер миновал Новороссийский порт. В это время исполняющий обязанности судового киномеханика радиотехник Коваленко решил подготовить к сдаче на культбазу партию кинофильмов, взятых в рейс, и попросил матроса Скрипникова перемотать киноленты после просмотра. Фильмы хранились в небольшой кладовой в центральной части судна. Часть была упакована в жестяные коробки, а часть, предназначенная к перемотке, лежала на столе в открытом виде. В этой же кладовой хранилось около 2 тысяч патефонных пластинок. Примерно в 15 часов при перемотке на ручном станке киноплёнка заискрила и вспыхнула. От неё загорелись рядом лежащие мотки. Через несколько секунд пламя охватило кладовую, вспыхнула одежда на матросе. Скрипников выскочил из кладовой, захлопнул дверь и с криками о помощи кинулся бежать по коридору. Раскалённым воздухом в кладовой выбило дверь, и вырвавшийся огненный смерч охватил ковровые дорожки и фанерные переборки кают. Пламя, вытягиваемое по коридору мощной струёй воздуха, дошло до трапа, ведущего в вестибюль вышележащей палубы, и оттуда по двум вертикальным шахтам лестницы достигло верхнего мостика, воспламеняя всё на своем пути. В считанные минуты огонь охватил центральную часть судна, в том числе штурманскую, рулевую и радиорубку, каюты капитана и штурманов. Пожар начал распространяться по жилым помещениям на нос и корму, на шлюпочную палубу, приблизился к трюмам и машинному отделению. Вахтенный радист Веденеев, застигнутый огнём, выскочил из рубки через иллюминатор, не успев передать ни сигнал бедствия, ни сообщение о том, что вынужден покинуть вахту. Капитан приказал дать сигнал SOS по запасной рации, однако она уже сгорела в штурманской рубке. Общесудовую пожарную тревогу объявили лишь через несколько минут судовым колоколом.


Тушением занимались несколько самостоятельных, случайно образовавшихся групп в разных частях судна. В ночь на 3 сентября, когда к судну подошли спасатели, основной пожар был уже потушен. Теплоход повели на буксире, но затем выяснилось, что он может идти самостоятельно. 5 сентября «Победа» пришла в Одессу, спасённые пассажиры прибыли на турбоходе «Вячеслав Молотов».


При пожаре погибли два члена экипажа — буфетчица Г. Гуньян и матрос В. Скрипников и 40 пассажиров, включая 19 женщин и 15 детей, среди них были китайский маршал Фэн Юйсян с дочерью и вдова писателя А. Н. Афиногенова Евгения Бернардовна (Дженни Шварц).

О пожаре на теплоходе «Победа» и гибели китайского маршала сразу же было доложено Сталину. Существует мнение, что первоначально в происшествии была заподозрена диверсия. Постановлением Совета министров СССР от 14 сентября полностью и немедленно отменена репатриация в СССР зарубежных армян и воспрещён приём армянских переселенцев в Армению.

Ровно 63 года назад назад, 1 сентября 1948-го года, радиостанция Черноморского пароходства получила с теплохода «Победа» донесение: «Прошли Новороссийск и к 14 часам 2 сентября предполагаем прибыть в Одессу» . Больше судно на связь не вышло, однако это поначалу никого не насторожило. Лишь утром 2 сентября в Черноморском пароходстве запросили суда и порты на пути следования лайнера, но оказалось, что никто из них связи с «Победой» не имел и сигналов SOS в эфире не слышал. Командование Черноморским флотом тут же выслало поисковые самолеты, и в 9 часов вечера один из летчиков сообщил, что 70 милях к юго-востоку от Ялты им обнаружен обгоревший теплоход и вокруг него - пять шлюпок с людьми.

СПРАВКА: После окончания Великой Отечественной войны в состав торгового флота СССР вошел ряд немецких судов, восстановленных на верфях Германии. Среди них был и лайнер «Иберия» (когда-то - «Магдалена»), получивший в советском флоте название «Победа». Это был роскошный круизный лайнер (именно на палубе «Победы» Андрей Миронов поет про «остров Невезения» - через 20 лет после описываемых событий это судно снималось в «Бриллиантовой руке» как «Михаил Светлов»).
31 июля 1948 года теплоход «Победа» с 323 пассажирами и 277 тоннами груза на борту вышел из порта Нью-Йорка в Одессу.

5 сентября в газете «Красная звезда» на последней странице появилось скупое сообщение ТАСС: «В начале августа из Нью-Йорка вышел теплоход «Победа», следуя в Одессу... В пути на теплоходе возник пожар ввиду неосторожного обращения с кинопленками, которые загорелись. Имеются жертвы. Среди погибших маршал Фэн Юйсян и его дочь. Теплоход доставлен в Одессу. Ведется расследование» .
При пожаре погибли два члена экипажа (матрос Скрипников и буфетчица Гуньян, на которой вспыхнула обновка - нейлоновое платье) и около 40 пассажиров (данные о количестве жертв разнятся), некоторых из которых мемуаристы вспоминают до сих пор. Например, Дженни Афиногенову - вдову известного советского драматурга, американку, плывшую в СССР. А Анатолий Громыко, сын многолетнего главы советского МИДа, напишет потом о девушке Клаве - своей школьной любви. Но самое громкое имя из погибших на том пожаре - китайский маршал Фэн Юйсян, который ехал в СССР с важной миссией (считалось что в противовес набирающего власть Мао, которого не очень любил Сталин, Фэн может занять один из ключевых постов в правительстве нового Китая).

Сегодня никто не помнит этого маршала Фэна, а тогда его гибель стала новостью №1 в Европе и Америке. В 1920-е Фэн был одним из «милитаристов» - крупных военачальников, поделивших Поднебесную. В октябре 1924 года, уже будучи генералом, Фэн со своими войсками захватил Пекин, произведя государственный переворот, а в 1926 году вступил в партию Гоминьдан. Летом 1927 года он поддержал лидера Гоминьдана Чан Кайши, разорвавшего отношения с китайской компартией. В годы войны с Японией Фэн был сторонником сотрудничества с коммунистами, а в 1926-м он передал большевикам их заклятого врага - бывшего белого атамана Анненкова. Просто пригласил того в гости, а потом отдал чекистам. Фэн был еще интересен и тем, что это именно его пушки в 1928-м разнесли знаменитый монастырь Шаолинь.
Говорят, когда начался пожар, маршал пробивался сквозь обезумевшую толпу к каютам спасать дочь (та осталась принять ванну). Но то ли задохнулся в дыму (смолоду богатырь, он с годами стал тучен), то ли не выдержало сердце. Его дочь тоже погибла (к слову, ее мать - вдова маршала Фэн Юйсяна - позже входила в правительство КНР в качестве министра здравоохранения).

Маршал Фэн был самым именитым пассажиром «Победы», но не единственным - на борту находилась еще одна, экзотическая с советской точки зрения, группа лиц: армяне-репатрианты из рассеянной по свету армянской диаспоры. В 1946 году СНК СССР принял решение «О мероприятиях по вопросу возвращения зарубежных армян в Советскую Армению». Идею активно поддерживал тогдашний Католикос Геворк VI и в 1946-48 гг. «по армянской линии» в Союз переехало более 100 тыс. человек, а о своем желании вернуться заявило более 350 тыс. армян из 12 стран мира. Но после пожара на «Победе» репатриация была остановлена: постановление Совета Министров СССР от 14 сентября 1948 г. воспретило прием армян - говорят что советские власти подозревали что среди армянских переселенцев были американские разведчики, которые и произвели диверсию.

Однако расследование, продолжавшееся в закрытом режиме несколько месяцев, показало что армянские диверсанты тут ни причем. Как выяснило следствие, вечером 1 сентября 1948 года в кинозале теплохода собралась часть пассажиров - посмотреть фильм. В это время нештатный киномеханик Коваленко попросил матроса Скрипникова перемотать киноленты после просмотра. Фильмы хранились в небольшой кладовой в центральной части судна. Часть была упакована в жестяные коробки, а часть, предназначенная к перемотке, лежала на столе в открытом виде. Примерно в 15 часов при перемотке на ручном станке лента заискрила и вспыхнула. От нее загорелись патефонные пластинки, через несколько секунд пламя охватило всю кладовую, а еще через несколько минут огонь, вырвавшись из кладовой, охватил центральную часть судна, в том числе штурманскую, рулевую и радиорубку, каюты капитана и штурманов. Пожар начал распространяться по жилым помещениям на нос и корму, на шлюпочную палубу, приблизился к трюмам и машинному отделению.
Капитан приказал дать сигнал SOS по запасной рации, однако она уже сгорела в штурманской рубке. Общесудовую пожарную тревогу объявили лишь через несколько минут судовым колоколом. Тушением занимались несколько самостоятельных, случайно образовавшихся групп в разных частях судна и довольно успешно - когда в ночь на 3 сентября к судну подошли спасатели, основной пожар был уже потушен. Теплоход повели на буксире, но затем выяснилось, что он может идти самостоятельно. 5 сентября «Победа» пришла в Одессу, спасенные пассажиры прибыли на турбоходе «Вячеслав Молотов».

Но самой главной причиной этого пожара была объявлена кинопленка на нитроцеллюлозной основе, которую использовала тогда вся мировая киноиндустрия. Нитропленка устраивала всех по всем позициям: была гибкой, пластичной, обеспечивала чистое и четкое изображение и имела лишь один недостаток - горючесть. Уже при температуре плюс 40 она могла вспыхнуть, как порох (в принципе это и был почти порох - химический состав очень близок). В Интернете можно отыскать воспоминания старых киномехаников о том, как возникали возгорания. То обрыв во время сеанса, механик замешкался, не выключил аппарат, и пленка загорается просто от светопотока. То везли яуфы (железные коробки для пленки) в машине, на полу стоял неразряженный аккумулятор, от тряски яуфы на него кинуло, замкнуло клеммы, проскочила искра. Причем горела нитропленка с выделением смертельно ядовитых соединений синильной кислоты. Потому существовали строжайшие противопожарные инструкции, касающиеся киноаппаратуры, организации показа фильмов. Но жесткие инструкции существуют в любой сфере - только почему-то бьются самолеты, летят под откос поезда и взрывается Чернобыльская АЭС.

В начале 1949 года состоялся закрытый суд над виновниками случившегося, которые получили большие срока (смертная казнь к тому времени была в СССР отменена). Ими были объявлены: киномеханик, понятно за что; отвечающий за противопожарную безопасность старпом; не передавший вовремя SOS радист, капитан, отвечающий за все на судне; и диспетчер пароходства, за компанию.
Тело Фэна кремировали в Москве (прощание прошло со всеми воинскими почестями) а позже урну торжественно перезахоронили в Китае. В 1961 году возобновили армянскую репатриацию. А самое главное - начался перевод кинопроизводства на пленку с негорючей ацетатной основой.
Но жизнь есть жизнь, и старые ленты долго еще потом были в ходу. В ноябре 1957-го в западнобелорусскую деревню Бусса приехала кинопередвижка. Зал сельской школы набился битком - привезли предвоенного «Парня из тайги». Механик сидел со своей установкой не в отдельной будке, а в дверях, катушки нитрокинопленки разложил на полу, заправляя их при свете стоящей на столе керосиновой лампы. Лампа опрокинулась - 65 погибших. О трагедии было доложено Хрущеву, но диверсантов тогда искать не стали, а просто засекретили любую информацию о происшествии и категорическим распоряжением ускорили внедрение ацетатной кинопленки.

Вот такие вот последствия одновременно и для Китая, и для зарубежных армян, и для советской киноиндустрии (непересекающихся, казалось бы, вещей) имел пожар на борту одного судна. И нам никогда не дано предугадать, как отзовется на другом конце Земли простое вроде бы дело - перемотка матросом кинопленки на пароходе, идущем из Ялты в Одессу.
А сам теплоход «Победа» продолжал себе работать в составе Черноморского пароходства на внутренних и зарубежных линиях до середины 70-х. В 50-60-е годы теплоход еще числился среди лучших судов пароходства, во время карибского кризиса в 1962 году использовался для перевозки советских войск на Кубу, и только в конце 1970-х годов был выведен из состава флота и утилизирован.