Туристический портал - Poxodnaya
Поиск по сайту

Прогулка по петропавловской крепости. История петропавловской крепости На какой улице находится петропавловская крепость

ИСТОРИЯ ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБОРОНЫ НЕВЫ

Крепость Санкт-Петербург (Петропавловская) основана 16 (27) мая 1703 года на небольшом острове в дельте Невы для обороны русских земель, захваченных Швецией еще в XVII веке и отвоеванных в ходе Северной войны (1700-1721). Финны называли остров Енисаари (Заячий остров), а шведы — Люст-Эйланд (Веселый остров). Всего за четыре месяца здесь были возведены фортификационные сооружения из дерева, дерна и земли. Хотя за время своего существования Петропавловская крепость ни разу не принимала участия в боевых действиях, в годы Северной войны она была важным звеном в цепи укреплений Невы и Финского залива. В эту оборонительную систему также входили расположенная у истока Невы древняя новгородская крепость Орешек (Шлиссельбург), крепость-верфь Адмиралтейство, заложенная в 1704 году на левом берегу Невы, и новая русская крепость Кроншлот (Кронштадт) в Финском заливе.

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ - ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ГОРОДА

В истории Санкт-Петербурга Петропавловской крепости принадлежала особая роль. На Заячьем острове начинался город, будущая столица Российской империи. Здесь находился первый храм города — собор Св. Петра и Павла, были возведены лютеранская церковь Св. Анны (заложена в 1704), Главная аптека (1704-1720-е), деревянное здание Сената (1713-1717), Монетный двор (с 1724) и дом коменданта города. Рядом с Петропавловской крепостью формировался торговый и административный центр раннего Петербурга, располагался порт и первая городская площадь — Троицкая.

СТРОИТЕЛЬСТВО ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ


Петропавловская крепость была возведена по правилам западноевропейской бастионной системы по проекту Ж.-Г. Ламбера де Герэна, французского инженера на русской службе. Она имеет форму вытянутого шестиугольника с шестью массивными, выдвинутыми в сторону противника бастионами.

Первоначально крепость была деревоземляной. Фундаментом для стен куртин и бастионов служили ряжи — квадратные в плане срубы, наполненные камнем, на которые насыпали земляные валы. Общее руководство строительством в 1703-1705 годах осуществлял военный инженер из Саксонии В.-А. Кирштенштейн. За строительством одного из бастионов наблюдал сам государь. Надзор за возведением других он поручил своим ближайшим сподвижникам — А. Д. Меншикову, Г. И. Головкину, Н. М. Зотову, Ю. Ю. Трубецкому и К. А. Нарышкину. Их именами были названы пять бастионов, шестой получил название «Государев». Между собой бастионы соединены куртинами: Петровской, Невской, Екатерининской, Васильевской, Никольской, Кронверкской.

В сентябре 1703 года строительство первоначальной деревоземляной крепости было завершено. В восточной части Заячьего острова в 1704-1705 годах возвели дополнительное фортификационное сооружение — земляной равелин. В 1705-1709 годах на Березовом острове, к северу от крепостных стен построили Кронверк — укрепление, призванное усилить обороноспособность крепости в случае нового нападения. Под руководством инженера В.-А. Кирштенштейна в 1705 году в горже (тыльной части) Головкина бастиона был возведен пятиугольный в плане земляной кавальер — дополнительное фортификационное сооружение для ведения «верхнего огня».

В 1706 году началась перестройка крепости в камне по проекту инженера Ж.-Г. Ламбера де Герэна и архитектора Д. Трезини. В 1727 году надзор за строительством крепости был поручен военному инженеру Б.-Х. фон Миниху, под его руководством в 1740-х годах были завершены все основные строительные работы.

По проекту Миниха в 1731-1740-х годах на западной и восточной оконечностях Заячьего острова были возведены каменные равелины. В память об отце и деде императрицы Анны Иоанновны их назвали Иоанновским и Алексеевским. Рвы, отделившие равелины от основной территории острова, были отгорожены с помощью ботардо — плотин с подъемными решетками. В 1730-1733 годах по проекту Б.-Х. фон Миниха был перестроен в камне кавальер, который получил название в честь императрицы Анны Иоанновны.

Все куртины крепости, за исключением Екатерининской, имеют воротные проезды: это Петровские, Невские, Васильевские, Никольские и Кронверкские ворота. Первыми по времени создания стали Петровские ворота — главный вход в крепость, появившиеся еще в самом начале XVIII века. В 1707-1708 годах они были перестроены по проекту Д. Трезини в виде каменной триумфальной арки с деревянным верхним ярусом — аттиком (перестроен в камне в 1717-1718 годах), увенчанным деревянной статуей Св. апостола Петра, по которой и получили свое название. .

В дальнейшем каменные укрепления подвергались отдельным перестройкам и реконструкциям. При Екатерине II южный фасад крепости облицевали гранитными плитами (1779-1786, инженеры Р. Р. Томилов, Ф.-В. Бауэр), тогда же перестроили и Невские ворота, южный фасад которых был оформлен портиком (1784-1787, Н. А. Львов). Эти работы не имели оборонительного значения: крепость приобрела облик, соответствующий ее важной градостроительной роли в ансамбле центра Санкт-Петербурга. В царствование Николая I стены северных куртин и бастионов оштукатурили и покрасили «под вид гранита». Двухэтажные крепостные казематы в XIX веке почти повсеместно стали одноэтажными.

Заячий остров с Петроградской (Петербургской) стороной с XVIII столетия соединяет один из старейших городских мостов — Иоанновский (существует на нынешнем месте с 1736-1738 годов). Раньше в крепость вели еще два моста: Никольский (построен в 1820-х годах) и Кронверкский (возведен в 1853 году), оба были снесены в начале XX века. Лишь в 1938 году в северо-западной части острова был построен ныне существующий деревянный Кронверкский мост.

АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ


Петропавловская крепость строилась как оборонительное сооружение. Однако начиная с 1704 года, когда на территории Заячьего острова начал формироваться первый центр Петербурга, здесь возводились различные здания и сооружения. Со временем они образовали уникальный архитектурный ансамбль, в котором памятники разных эпох и стилей слились в единое гармоничное целое.

Главная архитектурная и высотная доминанта крепости — величественный Петропавловский собор. Заложенный 29 июня 1703 года в центре строящейся крепости, деревянный собор стал первой церковью Петербурга. 8 июня 1712 года Петр I заложил здесь каменный храм. Петропавловский собор возведен в 1712-1733 годах по проекту Д. Трезини. Это здание — один из наиболее значительных памятников раннего русского барокко, которое также называют «петровским». До сих пор многоярусная колокольня с тонким позолоченным шпилем, увенчанным фигурой ангела, главенствует в панораме центральных набережных города и является самым высоким архитектурным сооружением Петербурга.

За свой долгий век собор претерпел немало изменений, и его современный облик несколько отличается от первоначального: так, пожар 30 апреля 1756 года уничтожил шпиль, крышу и купол храма. Восстановительные работы растянулись на несколько десятилетий — новый деревянный шпиль был воссоздан к 1773 году. Восстановление собора завершилось в 1780 году. В 1857-1858 годах по проекту инженера Д. И. Журавского деревянные конструкции шпиля были заменены на металлические. После установки нового шпиля общая высота колокольни увеличилась с 117 метров до 122,5.

На протяжении XVIII - начала XX столетия в создании ансамбля крепости принимали участие многие известные петербургские зодчие и инженеры. Среди них— Д. Трезини, X. фан Болес, А. Ф. Вист, Н. А. Львов, А. Ринальди, А. Порто, Д. И. Журавский, Д. И. Гримм, Л. Н. Бенуа и многие другие. Их творчество представляет архитектурные стили от петровского барокко до неоклассицизма. В первой половине XVIII века на территории крепости располагался целый комплекс разнообразных построек. В 1704-1718 годах был построен ряд деревянных (с 1711 года — мазанковых или фахверковых) зданий. Активное каменное строительство и благоустройство территории Заячьего острова развернулись при императрице Елизавете Петровне, когда были возведены здания Главной гауптвахты (1748, полностью перестроена в 1906-1907), а также Обер-комендантского дома (1743-1746) и Инженерного дома (1749). Эти сооружения и сейчас частично сохраняют свой первоначальный облик, характерный для рядовой застройки Петербурга периода раннего барокко. Во второй половине XVIII - начале XIX века в архитектурном облике и пространственной организации застройки крепости произошли существенные изменения. Новую эпоху в формировании ансамбля открыло строительство Ботного дома (1761-1765), созданного по проекту архитектора А. Ф. Виста в формах раннего классицизма. Здание было возведено для хранения легендарного ботика Петра I — «дедушки русского флота», в юности на этом корабле царь изучал морское дело. Важной доминантой для всего ансамбля стал комплекс зданий Монетного двора. Главный корпус этого промышленного предприятия, возведенный в 1799-1805 годах по проекту архитектора А. Порто, — образец архитектуры строгого классицизма. В 1839-1844 годах на участке между главным зданием Монетного двора, Екатерининской, Васильевской и Никольской куртинами по проектам архитекторов Э. X. Анерта и А. М. Куци были построены «провиантские магазины», лаборатория отделения золота от серебра, штемпельная кузница, цех медального передела и инструментальная, административный флигель. В период позднего классицизма были построены Депо образцовых Российских и иностранных мер и весов (1838), перестроены Обер-офицерский дом (1843) и Плац-майорский дом (1843-1844), возведены Главное Казначейство (1837), здание фондовых капиталов (1844), Каретник (1846). Они решены в безордерных формах, определивших характер застройки крепости в 1830-1840-х годах. В эпоху эклектики (вторая половина XIX века) наиболее существенным преобразованиям подверглась территория Алексеевского равелина, где в 1892-1900 годах был возведен комплекс новых зданий для размещения Архивов Военного министерства и их служащих.

Формирование архитектурного ансамбля Петропавловской крепости завершилось в начале XX века перестройкой здания Главной гауптвахты (1906-1907), получившего новое неоклассическое архитектурное убранство, и возведением рядом с Петропавловским собором Великокняжеской усыпальницы (1896-1908, архитекторы Д. И. Гримм, А. О. Томишко, Л. Н. Бенуа, мозаики — мастерская В. А. Фролова по эскизам Н. Н. Харламова) и Церковного дома (1906, Л. Н. Бенуа).

ПРАЗДНИКИ И ЦЕРЕМОНИИ В ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ

С первых лет своего существования Петропавловская крепость становится одним из центров проведения разнообразных церковных и общегородских праздников, торжеств, иллюминаций и фейерверков, посвященных славным победам русского оружия, другим важным событиям в жизни государства.

В годы Северной войны появилась традиция сопровождать триумфы в честь «преславных викторий» строительством триумфальных ворот. Таким сооружением были Петровские ворота Петропавловской крепости, украшенные аллегорической скульптурой, прославлявшей государственную мудрость Петра I, его полководческий талант и победы над шведским королем Карлом XII. В аттике помещен барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» (К. Оснер-старший, 1708), в нишах по сторонам от арки ворот установлены созданные французским скульптором Н. Пино аллегорические фигуры «Храбрость» и «Благоразумие» (1716), над аркой находится свинцовый двуглавый орел (Ф.-П. Вассу, 1720-1722). В 1730 году резчик П. Федоров украсил ворота деревянными барельефами с военными атрибутами. Скульптурный декор включал не дошедшие до наших дней фигуры двух ангелов с трубами, рельефы с изображением воинских доспехов, которые размещались над нишами, аллегорические скульптуры «Благочестие» и «Надежда», статуи бога войны Марса и бога морей Нептуна на отдельных постаментах.

В годы царствования Петра I был учрежден праздник Дня вскрытия Невы ото льда, имевший особое значение для жителей Петербурга. Через Неву до середины XIX века не было постоянных мостов, поэтому во время ледохода сообщение между Васильевским островом, Петроградской стороной и Адмиралтейской частью прекращалось. Возобновлялось оно только после официального открытия речного судоходства.

Не менее торжественно отмечался праздник Крещения Господня. В самый разгар крещенских морозов, 6 января (по старому стилю), перед Петропавловской крепостью под звон колоколов собирались толпы горожан для совершения церемонии освящения невской воды. На льду реки вблизи стен крепости строили часовню, а рядом делали крестообразную полынью — «иордань» (от названия реки Иордан, где был крещен Иисус Христос). Церемония всегда проходила при участии императорской фамилии. В среду четвертой недели после Пасхи отмечался праздник Дня Преполовения святой Пятидесятницы — двадцать пятый день после Пасхи. На пристань в этот день совершались многолюдные крестные ходы из собора с участием духовенства едва ли не всех приходских храмов города. Процессия обходила вокруг стен крепости с чудотворной иконой Спаса Нерукотворного Образа, взятой из домика Петра I. На каждом бастионе и над каждыми воротами совершались молебны, а затем у Невских ворот — водосвятие. Как полагали, по созвучию между словами «Преполовение» и «приплывание», существовал обычай переправляться в крепость через Неву.

ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР — УСЫПАЛЬНИЦА ИМПЕРАТОРСКОЙ ФАМИЛЛИ


В 1731 году, еще до освящения каменного Петропавловского собора, императрица Анна Иоанновна подписала указ о придании ему статуса кафедрального храма Санкт-Петербурга. Однако с 1770-х годов Петропавловский собор стал постепенно утрачивать свое главенствующее значение — постоянных мостов через Неву тогда не существовало, храм на Заячьем острове во время ледохода и ледостава оказывался отрезанным от остальных частей города. В 1858 году кафедральным стал новый Исаакиевский собор, собор Святых Петра и Павла был передан в Придворную строительную контору Министерства императорского двора, а в 1883 вместе с причтом причислен к Придворному духовному ведомству. Придворный статус храма соответствовал его исторически сложившемуся значению как императорской усыпальницы. Отпевания и поминальные службы по усопшим членам императорской фамилии заняли важнейшее место в церковной жизни собора.

Некрополем собор стал еще до окончания строительства — при жизни Петра I здесь похоронили его детей, умерших в младенчестве, царевича Алексея Петровича и его жену принцессу Шарлотту-Христину-Софию, сестру царя Марию Алексеевну и его невестку — царицу Марфу Матвеевну, супругу сводного брата Петра, царя Федора Алексеевича. В течение XVIII-XIX веков здесь нашли упокоение многие представители царствующей династии, прежде всего, русские императоры и императрицы, за исключением лишь Петра II (похоронен в Москве) и Иоанна VI (свергнут, находился в заточении, был убит, погребен в Шлиссельбурге или Тихвине). В 1715 году, во время похорон принцессы Шарлотты-Христины-Софии, впервые был опробован новый для России погребальный ритуал. Традиционный православный обряд отпевания дополнили светские траурные церемонии, большей частью заимствованные в протестантских немецких государствах. В новом ритуале особая роль отводилась торжественной траурной процессии, которая под звон колоколов всех церквей города и непрекращающуюся пушечную пальбу со стен Петропавловской крепости сопровождала гроб с телом усопшего в Петропавловский собор. Петропавловский собор к похоронам оформляли особым образом. К созданию траурного убранства привлекали ведущих русских художников, скульпторов и архитекторов (В. Бренна, Дж. Кваренги, К. Росси, О. Монферрана и других).

Последнее перед революцией погребение (великого князя Михаила Николаевича, сына императора Николая I) произведено в 1909 году: было принято решение в дальнейшем хоронить в соборе только императоров и императриц, а для захоронения некоронованных представителей династии Романовых предназначалась Великокняжеская усыпальница.

С 1908 по 1915 год в Великокняжеской усыпальнице были погребены 13 членов императорской фамилии, в том числе восемь захоронений перенесли из собора. В течение последующих семидесяти шести лет погребения в Усыпальнице не производились. 29 мая 1992 года в Великокняжеской усыпальнице был похоронен правнук Александра III — великий князь Владимир Кириллович. 7 марта 1995 из Кобурга перенесли прах его родителей — великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны.

17 июля 1998 года в Екатерининском приделе Петропавловского собора были похоронены останки последнего русского императора Николая II, его жены и детей (кроме сына Алексея и дочери Марии), в 2006 году в собор из королевской усыпальницы в Роскилле (Дания) перенесли прах императрицы Марии Федоровны, жены императора Александра III.

ГАРНИЗОН ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ

22 июня 1703 года в строящуюся Петропавловскую крепость были введены войска (гвардия и другие полки) и назначен первый комендант — драгунский полковник барон К.-Э. Ренне. С этого времени и до 1 октября 1926 года жизнь крепости была связана с теми или иными воинскими частями и командами.

В первые годы Северной войны крепость оставалась базовым лагерем и опорным пунктом всех войск, оборонявших дельту Невы. Собственный гарнизон в крепости появился в октябре 1703 года, когда завершилось строительство деревоземляных укреплений и на них были установлены орудия.

В начале XVIII века войска, базировавшиеся в Петропавловской крепости, активно участвовали в сражениях Северной войны. В 1710-1790-е годы гарнизон крепости был частью всего С.-Петербургского гарнизона, а должности коменданта крепости и города не были разграничены. В конце XVIII - начале XIX века формируется устойчивая структура гарнизона, закрепленная официальными документами и штатными расписаниями. Подобная структура гарнизона просуществовала вплоть до 1920-х годов, когда отпала необходимость в его существовании.

Основу гарнизона крепости составляли рота крепостной артиллерии и инвалидная команда. Рота крепостной артиллерии, единственное реальное боевое подразделение, в начале XIX века насчитывала всего 168 человек. На вооружении роты состояло 45 орудий, часть из которых была предназначена исключительно для салютационной стрельбы. Артиллерийский гарнизон принимал участие в военных учениях. Так, во время маневров Гвардейского корпуса в сентябре 1840 года он защищал Кронверк, который был «штурмован открытою силою». Существенной частью деятельности артиллеристов была салютационная и сигнальная стрельба.

Инвалидная команда несла в крепости караульную службу. В ее обязанности входила охрана Петропавловского собора, ворот крепости и арестантских помещений. У всех ворот были оборудованы кордегардии. Наружные караулы вокруг крепости обычно выставлялись от городского гарнизона, а за охрану Монетного двора отвечала специальная «монетная команда» из 80 человек. Инвалидная команда поддерживала чистоту и порядок на территории крепости.

Организацией и производством ремонтно-строительных работ занималась Инженерная команда, в состав которой входили не только военные, но и вольнонаемные, и подчиненные Инженерной команде военно-рабочие роты. В 1810 году при Инженерной команде учреждается школа, в которой готовили кондукторов и писарей Инженерного корпуса.

Все постоянно находившиеся в крепости войска были расквартированы в приспособленных под казармы казематах, в крепости имелись вещевые, дровяные и продовольственные склады, овощехранилища, хлебопекарни, кухни, столовые и пр. Так как среди солдат были не только холостые, но и семейные, для них оборудовались специальные помещения в отдельных казематах. Кроме солдат, на постоянном жительстве в крепости находилось и большинство офицеров.

«РУССКАЯ БАСТИЛИЯ»

На протяжении двух столетий Петропавловская крепость была главной политической тюрьмой России. Недаром ее называли «Русской Бастилией». История Петропавловской крепости как царской политической тюрьмы началась со времен Петра I. Ее первыми узниками в феврале 1718 года стали царевич Алексей Петрович и другие арестованные по «царевичеву делу». В XVIII веке здесь содержались «жертвы» дворцовых переворотов и придворных интриг: кабинет-секретарь А. П. Волынский, архитектор П. И. Еропкин, генерал-фельдцейхмейстер Б.-Х. Миних, самозванка «княжна Тараканова», писатель А. Н. Радищев, руководитель Польского восстания 1794 года Т. Костюшко и его секретарь писатель Ю. Немцевич. Дважды — в 1798 и 1800 годах — узником крепости был раввин Шнеур Залман, еврейский вероучитель, один из авторитетов хасидизма.

При Павле I в Петропавловскую крепость были заключены видные военачальники А. П. Ермолов, адмирал П. В. Чичагов, атаман войска донского М. И. Платов. В год восшествия на престол Николая I — участники восстания 1825 года против самодержавной власти императора — декабристы. В XIX веке через застенки Петропавловской крепости прошли писатель Ф. М. Достоевский, видный деятель русского анархизма М. А. Бакунин, писатель Н. Г. Чернышевский, этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай, арестованный за участие в студенческой демонстрации, участник обороны Севастополя писатель К. М. Станюкович и многие другие.

Первоначально, в начале XVIII века, заключенных размещали в крепостных казематах. Позднее в 1760-х годах на территории Алексеевского равелина был сооружен деревянный Арестантский дом. В 1797 году на его месте возвели новую тюрьму — Секретный дом (здание не сохранилось). В 1870-1872 годах по проекту военных инженеров К. П. Андреева и А. М. Пасыпкина на месте разобранных внутренних (валганговых) стен Трубецкого бастиона была построена тюрьма Трубецкого бастиона. В XIX - начале XX века ее узниками были более 1500 человек — участники российского освободительного движения, народники, социал-демократы, эсеры. Среди них — А. И. Ульянов (старший брат Ленина), писатель А. М. Горький. В 1917-1918 годах списки арестованных пополнили министры царского, а затем Временного правительств, противники советской власти. В 1921 году последними узниками стали участники Кронштадтского мятежа.

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ — МУЗЕЙ


Впервые для посетителей крепость была открыта при Александре I, когда в Петропавловском соборе стали проводиться экскурсии по императорскому некрополю. В 1922 году храм стал музеем (с 1926 года филиалом Музея Революции), а в 1927 году музейная экспозиция была открыта в тюрьме Трубецкого бастиона.

В 1954 году Петропавловский собор, Великокняжеская усыпальница и некоторые другие здания в крепости вошли в состав Государственного музея истории Ленинграда. Сразу же началась огромная работа по изучению истории фортификационных сооружений, расселению жильцов из исторических зданий и реставрации помещений для будущих экспозиций. Были отреставрированы стены бастионов и благоустроена территория крепости. В 1950-1980-х годах памятники Петропавловской крепости реставрировались под руководством И. Н. Бенуа, А. А. Кедринского и А. Л. Ротача. Был выполнен огромный объем работ по восстановлению первоначального убранства Петропавловского собора. В 1970-2000-е годы для посетителей открылись экспозиции и выставки в Комендантском и Инженерном домах, Невской куртине, Иоанновском равелине, Государевом бастионе: «История Санкт-Петербурга-Петрограда. 1830-1918», «История Петропавловской крепости», «Музей космонавтики и ракетной техники» и др.

Петропавловскую крепость ежегодно посещают тысячи туристов из многих стран мира, городов России, часто приходят сюда и петербуржцы. Сегодня Государственный музей истории Санкт-Петербурга — один из крупнейших музеев страны. В его состав помимо Петропавловской крепости входят Шлиссельбургская крепость Орешек, Музей-квартира А. А. Блока, Музей С. М. Кирова, особняк Румянцева, Музей Печати, Монумент героическим защитникам Ленинграда и Музей петербургского авангарда (Дом М. В. Матюшина).

Адрес: Заячий остров

Режим работы: 10.00 до 18.00

Историческим ядром Петербурга является Петропавловская крепость , построенная на Заячьем острове, находящемся между рукавами Невы, несущей свои воды к Балтийскому морю. Это был первый оплот, первое поселение будущего Санкт-Петербурга, один из удивительных образцов русских оборонительных сооружений начала 18 века.

Петропавловская крепость расположилась на Заячьем острове

Петропавловская крепость, созданная как цитадель , позднее становится административным центром нарождающегося нового города, потом самой страшной политической тюрьмой России, и, в конце концов, превращается в исторический музей , который сегодня стремятся посетить многочисленные любознательные туристы.


День, когда крепость начала строиться (27 мая 1703 г. ), считается Днем рождения города и ежегодно торжественно отмечается, а тогда название этой укрепленной военной цитадели звучало так – Санкт-Питер-бурх . И ее назначение было в обеспечении защиты завоеванных в ходе Северной войны земель и защите тыла в дальнейшем продвижении русских к Балтийскому морю.


История возникновения и строительство крепости в 18 веке

Наиболее удобное в стратегическом плане место для будущей крепости Петр Первый выбирал сам. В переводе со шведского как Веселый , а с финского как Заячий , этот остров, находящийся близко к морю и защищенный Невой и топкими болотами с юга, отлично подходил для создания военной крепости.

И вот здесь появилась новая русская цитадель с деревянно-земляными валами, с шестью пятиугольными, выступающими бастионами и двумя равелинами . Шесть укрепленных бастионов , соединенных между собой шестью куртинами (стенами), в плане походили на звездообразный шестиугольник. На крепостных валах были установлены пушки, а над Государевым бастионом поднят Андреевский флаг . Тогда же между островом и будущей Петроградской стороной был построен временный мост.


В роли строителей крепости выступали солдаты , как русские, так и пленные шведские. Но основной костяк рабочей силы составляли крепостные крестьяне , свозившиеся сюда со всей России, многие из которых нашли здесь свою смерть. Работа в тяжелых климатических условиях, недостаток пищи, инструментов, отсутствие жилья – все это приводило к массовым человеческим потерям.

В 1712 году началось строение каменного Петропавловского собора (до этого была деревянная церковь), которым руководил архитектор Д.Трезини . И именно этот собор дал окончательное название самой крепости.

Петропавловский собор - доминанта Петропавловской крепости

С момента своего создания Петропавловская крепость была не только административным центром, не только тюрьмой, но и местом проведения многочисленных церковных, а позднее и общегородских празднеств . В ознаменование военных побед в крепости устраивались фейерверки, иллюминации и пушечная стрельба.


С 1719 года особым ритуальным торжеством отмечался День открытия навигации . Дело в том, что сообщение между территорией крепости, где находился Кафедральный собор, и основной жилой застройкой Петербурга осуществлялось в зимний период по льду Невы, а в летний - только с помощью судоходства , ибо мостов через Неву до середины 19 столетия не было. Таким образом, в период ледохода это сообщение прерывалось на некоторое время.

И только после полного схода льда, комендант крепости прибывал на катере в Зимний, держа в руках кубок с невской водой, чтобы сообщить императору о возможности начала судоходства. Император возвращал кубок, наполнив его монетами, после чего навигация считалась открытой. Все эти ритуальные действия сопровождались артиллерийскими залпами и праздничной суетой горожан.


Торжественно проходил с 1737 года в конце апреля и День Преполовения Святой Пятидесятницы , когда в Петропавловском соборе проходил крестный ход с обрядом водосвятия.

Постепенная утрата оборонительного назначения Петропавловской крепости превращала ее в обычный градостроительный объект центральной части Петербурга, что приводило к многочисленным перестройкам и видоизменениям ее строений. К середине 18 века территория крепости была застроена всевозможными деревянными строениями общественного назначения: домами коменданта и священнослужителей, складскими помещениями, магазинами. Здесь была лютеранская церковь и гауптвахта, канцелярия и аптека и т.д. Все эти постройки давно утрачены.

А с 1732 года , в правление Анны Иоанновны, деревянное строительство было запрещено и началось каменное. Но особо активные работы по благоустройству крепостной территории велись в годы правлений Елизаветы Петровны и Екатерины Второй, когда появились новые каменные Комендантский и Инженерный дома, Монетный двор и Обер-прокурорский дом, Палата мер и весов, Ботный домик и т.д.

Комендантский дом

Застройка крепостной территории продолжалась и в 19 веке . Именно тогда на территории Трубецкого бастиона появляется здание политической тюрьмы, и Петропавловская крепость становится основным местом тюремного заточения, хотя уже со дня основания цитадели в ее крепостных казематах содержались многочисленные заключенные (декабристы, опальные писатели, казнокрады и прочие).

Тюремный дом Трубецкого бастиона

Тот вид Петропавловской крепости, который предстает перед сегодняшними туристами, окончательно сформировался к началу 20 столетия.

Самостоятельное посещение Петропавловской крепости

Посетить Петропавловскую крепость самостоятельно вполне реально и очень интересно. При наличии времени и желания этому ядру исторического центра Петербурга можно посвятить целый день , потому что Петропавловская крепость – это, в принципе, небольшой городок, гулять по которому, заглядывая во все его уголки, очень интересно.

В Петропавловской крепости имеются свои улочки и свои интересные места

Причем надо иметь в виду, что сама крепостная территория открыта для туристов ежедневно с 9.30 до 21.00 и совершенно бесплатно. А вот время посещения отдельных достопримечательностей имеет свой режим работы (в основном с 10.00 до 18.00 ) и, конечно же, свою цену.

Билеты можно приобрести в многочисленных кассах, как на экскурсионный осмотр, так и на самостоятельное посещение. И не забывайте льготные удостоверения – ведь студенты, учащиеся и пенсионеры имеют приличные скидки при приобретении билетов. По средам Петропавловский собор и все выставочные экспозиции, кроме Тюрьмы Трубецкого бастиона, не работают .

Указатели движения в Петропавловской крепости очень помогают туристам

На территории крепости можно осмотреть все экспозиции и достопримечательности, а можно ограничиться только наиболее интересными для вас объектами. Чтобы получить наиболее яркое и полное впечатление от посещения, хорошо бы заранее ознакомиться с краткой историей создания крепости, с расположением ее основных оборонных объектов (бастионов , равелинов, куртин и т.д.) и других важных достопримечательностей (Петропавловского собора, Комендантского дома и прочее), чтобы в один обход охватить все интересное и значительное.

При обходе крепости обращайте внимание на афиши временных выставочных экспозиций, которые проходят во многих строениях крепости, как например, в Инженерном доме может работать Выставка модерна и т.д. Во многих куртинах есть постоянные или временные экспозиции, как исторические, так и тематические. И как знать, что вам захочется посетить из предложенного музейного многообразия.


И самое приятное! Если вы гуляете по Петропавловской крепости летом , то не забудьте про Петропавловский пляж . Во-первых, это очень эксклюзивно. Во-вторых, там проходят различные фестивали, праздники и соревнования, вплоть до ежегодного проекта по созданию песчаных фигур. В-третьих, оттуда открывается прекрасный вид на замечательный город Петербург. Ну и наконец, там можно позагорать и поплавать!

Примерный маршрут по Петропавловской крепости для самостоятельного осмотра

Если вы зашли на Заячий остров через Кронверкский мост со стороны Васильевского острова, то первое, что перед вами предстанет, будет Алексеевский равелин , созданный для защиты Трубецкого и Зотова бастионов, а также расположенной между ними Васильевской куртины (стены) с одноименными воротами. Не спешите сразу же идти в саму крепость. Обойдите стены равелина, восхититесь их былой мощью и осмотрите здания расположенные позади него. Вспомните бедных узников, томящихся в расположенном здесь ранее «Секретном доме» , и далее направляйтесь к Васильевским воротам.

Алексеевский равелин - одно из страшных мест крепости

На территории крепости перед вами возникнет внушительный комплекс строений Монетного двора , действующего подразделения «Госзнака», но наше движение продолжается направо, чтобы ознакомиться с самым известным бастионом крепости – Трубецким , где расположена Тюрьма бастиона, оформленная исторической экспозицией, на посещение которой надо запланировать определенное время.

Вход в Тюрьму Трубецкого бастиона

После посещения тюрьмы движение продолжается вперед, вдоль Екатерининской куртины , к следующему бастиону – Нарышкину , тоже очень интересному для осмотра объекту, ибо около него расположена единственная пристань острова, к которой ведут Невские ворота .

По дороге не пропустите Каретник, оригинальное сооружение бывших комендантских конюшен . Это одноэтажное сооружение будет расположено слева перпендикулярно вашему движению перед самым началом Нарышкина бастиона. Около него находится восковая фигура Палача на Эшафоте, с которой так любят фотографироваться веселые туристы. А в самом Каретнике работает постоянная экспозиция Музея средневековых пыток .

Эшафот у входа в Каретник

Если вы дойдете до Нарышкина бастиона до 12.00 , то станете участником полуденного пушечного залпа. Осмотрев там пристань , ворота с Летописью наводнений и замечательный вид на дворцовую сторону Петербурга, можно прогуляться по «Улице времени» , на которой реконструированные жилые дома находятся в воссозданной уличной обстановке прошлых столетий. Эта прогулка в прошлое позволит лучше представить как, в какой бытовой среде жили петербуржцы 18-20 веков.

В Музее пыток представлены старинные приспособления для экзекуций

А после увлекательного знакомства с достопримечательностями бастиона Нарышкина движемся чуть левее Невских ворот и, минуя Гауптвахту , выходим к Памятнику Петру Первому . Здесь перед нами во всей красе предстает колокольня Петропавловского собора, справа от нее расположен Инженерный дом, а слева – Комендантский, в подвале которого умерла знаменитая Княжна Тараканова, перемещенная сюда из-за болезни из «Секретного дома» Алексеевского равелина.


Прежде чем начать осмотр всех находящихся здесь достопримечательностей, нужно выйти к Соборной площади , где находится Ботный домик . Там расположены музейные кассы, где, определившись в своих желаниях, можно приобрести билеты в интересующие объекты. Осмотр Петропавловского собора с его усыпальницей, Колокольни, Великокняжеской усыпальницы, Комендантского дома и прочих объектов потребует приличного времени, сил, и определенных денежных затрат.

В императорской усыпальнице покоятся российские правители

После знакомства со всеми близлежащими историческими и архитектурными объектами, не стоит возвращаться назад. Движение вперед приведет нас к удивительным триумфальным Петровским воротам , расположенным в Петровской куртине , справа от которых будет Государев бастион, а слева Меншиков.

Петровская куртина и Петровские ворота

Кстати, любителям прекрасного будет интересно посетить Выставку стекла и фарфора , которая находится в левом крыле Петровской куртины. Прекрасные изделия отечественного и западноевропейского фарфорового производства понравятся самым взыскательным посетителям.

Выставка фарфора в куртине

Пройдя под Петровскими воротами, полюбовавшись ими, мы выходим к Иоанновскому равелину , минуя одноименные ворота которого попадаем на Иоанновский мост. В Иоанновском равелине при желании посещаем уникальный Музей космонавтики и ракетных двигателей .

В Музее космонавтики

Если же вам нужно вернуться к Кронверкскому мосту, по которому вы пришли, то двигайтесь обратно по еще не осмотренным бастионам – Меншикову , Головкину , Зотову, чтобы получить абсолютно законченное представление о крепостном сооружении 18 века. Кстати, с северной стороны хорошо видно и укрепление Кронверк . А в Никольской куртине проходит постоянная Выставка мебели 18-20 вв. с очень интересными экспонатами.


Если же вы пришли в крепость от Иоанновского моста , то начинайте осмотр с его одноименного равелина и Музея космонавтики, а потом через Петровские ворота, мимо цейхгауза, выходите к Соборной площади, после осмотра достопримечательностей которой, можно посетить Тюрьму Трубецкого бастиона и Алексеевский равелин.

Музей восковых фигур в цейхгаузе

Более подробно с самыми значимыми достопримечательностями Петропавловской крепости вы можете ознакомиться ниже.

Основные достопримечательности

В результате эволюционного развития крепостной территории (с начала 18 века в качестве военного объекта и далее как главной политической тюрьмы России), на ней сформировался определенный комплекс сооружений , который сегодня вызывает несомненный туристический интерес своим историческим и архитектурным аспектом.

Прежде всего, это непосредственно военные строения , к которым относятся: бастионы и равелины, Гауптвахта, куртины с воротами и т.д. Интересны и административные постройки Комендантского и Инженерного домов, а также целевые сооружения Монетного двора, Ботного домика и т.д. Центром же всей крепостной архитектурной композиции является неповторимый Петропавловский собор с колокольней.

Равелины и Бастионы

Бастионы и Равелины являются основными военными оборонительными сооружениями крепости. Они объединены в единый военно-архитектурный комплекс, состоящий из шести бастионов , шести куртин (стен) и двух равелинов . Все бастионы похожи и историей создания и оборонным назначением и особенностями архитектуры, но все же самыми известными и посещаемыми туристами является прежде всего Трубецкой бастион . Интересно для туристов будет и знакомство с Нарышкиным бастионом.

В Нарышкином бастионе

При наличии времени желательно обойти все шесть бастионов, но при отсутствии такового можно ограничиться посещением только этих двух. Тем более, что в Трубецком нужно запланировать время на посещение Тюрьмы, а в Нарышкином – на осмотр Невских ворот и Комендантской пристани .

Равелины (Алексеевский и Иоанновский) находятся с двух противоположных сторон острова и служат для дополнительной защиты ее бастионов. Они тоже имеют свои сооружения и свою историю, с которой весьма интересно ознакомиться (Подробнее об истории всех бастионов и равелинов - Бастионы и равелины Петропавловской крепости).

Соборная площадь

Соборная площадь, вымощенная камнем и облагороженная к 300-летию Петербурга, - просто сгусток многочисленных знаковых объектов крепости. Здесь обязательно нужно ознакомиться с Петропавловским собором , Комендантским домом, Ботным домиком, Монетным двором. На подходе к ней полюбоваться оригинальным Памятником Петру Первому .

Площадь – это место пересечения всех туристических маршрутов Заячьего острова, и прежде всего туристы идут в Ботный домик, где находится знаменитый ботик Петра и музейные кассы крепостных объектов.

Ботный домик

Ботный домик – очень интересный архитектурно-исторический объект крепости, находящийся рядом с колокольней Петропавловского собора. Дело в том, что Петр Первый, несмотря на все свое устремление к европеизму, высоко ценил историю своей страны, сохраняя различные раритеты, представляющие историческую ценность. Так произошло и с «дедушкой русского флота» - ботиком «Святой Николай», перевезенным на сохранение в крепость из Москвы в 1722 году .


История этого судна весьма оригинальна. Оно было подарено царю Алексею Михайловичу английской делегацией в 17 веке , но за ненадобностью его поместили на дальние амбарные дворы, где он и был найден энергичным и любознательным 16-летним Петром. Голландский мастер помог привести судно в рабочее состояние, после чего оно было спущено в Яузу . Именно на этом английском «Святом Николае» будущий создатель русского флота осваивал управление парусным судном. А уже став императором, построив новую столицу и создав русский флот, Петр Первый вспомнил свое первое парусное суденышко, хранящееся в Москве и велел переправить его в Петербург.

После переезда ботика на новое место, для него был устроен навес, затем его разместили в одном из помещений Государева бастиона , а в 60-х годах 18 века по решению Сената для ботика было построено специальное сооружение – Ботный домик (арх.А.Вист).

Ботный домик на Соборной площади

Домик, построенный в стиле сочетания классицизма и барокко , прост и строг, с высокими окнами и арочными наличниками. А вот крыша его довольно сложной формы, и на ней установлена женская статуя Навигации (автор Д.Йенсен). Сочетание простоты фасадов, декоративности оконного обрамления и вычурности изгибов крыши сделали Ботный домик достойным произведением архитектуры середины 18 века.

Единственное, о чем не подумал архитектор, это о том, как вносить в готовый павильон довольно-таки объемный ботик. В общем, стену пришлось разбирать, заносить ценного «дедушку русского флота», а затем заделывать стену заново. Как бы там не было, ботик Петра простоял в этом павильоне почти два века. В 1931 году его переместили на постоянное место в Военно-Исторический музей, а его место в Ботном домике заняла, изготовленная к 300-летию отечественного флота, равнозначная копия , которую сегодня могут рассматривать со всех сторон многочисленные туристы.

Ботик Петра Первого

Кроме музейных касс в Ботном домике работает сувенирная лавка .

Петропавловский собор

Петропавловский собор доминирует над всем архитектурным комплексом не только Соборной площади, но и Петропавловской крепости, и является основным ориентиром исторической части Петербурга. Изначально он сооружался как главный православный храм, который должен был показывать торжество победы русского государства в Северной войне. Впоследствии он играл роль только Императорской усыпальницы .

Архитектура этого сооружения является яркой иллюстрацией петровского времени , его реформ, привнесения на российскую почву европейских традиций и стилей. А Усыпальница стала уникальным историческим Некрополем всех российских императоров от Петра Первого до Александра Третьего.

Комплекс Петропавловского собора

Петропавловский собор – это три достопримечательности в одной. Здесь обязательно нужно осмотреть сам Собор , его убранство и Императорскую усыпальницу. Посетить Колокольню , и с ее смотровой площадки полюбоваться прекрасной дворцовой частью Петербурга. А также заглянуть в Великокняжескую усыпальницу , где покоятся некоронованные члены Дома Романовых.

Монетный двор

Архитектурные сооружения Монетного двора появились на главной площади Петропавловской крепости в 1800-1806 гг. (арх. Порто), хотя само денежное производство было переведено сюда из Москвы Петром Первым уже к 1724 году и первые помещения его находились в районе Трубецкого и Нарышкина бастионов.

Вытянутое более чем на 150 метров промышленно-архитектурное здание имеет очень выразительный фасад с низким треугольным фронтоном в центральной части и круглыми башнями с куполами в боковых крыльях.


Со временем, вплоть до середины 19 века, около основного здания появлялись различные служебные помещения и постройки: технические лаборатории , кузницы , магазины, множество различных цехов и административные службы. Вся территория монетного комплекса была огорожена.

Монетный двор – одно из наистарейших промышленных предприятий России. Здесь производилась чеканка денег непосредственно для нашей страны, а также выполнялись заказы иностранных государств, как например, Турции и Нидерланд. Кроме денег, на Монетном дворе изготовлялись значительные количества медалей , орденов , значков и т.д.


Сегодня двор по-прежнему является действующим предприятием и работает под эгидой «Госзнака» .

Комендантский дом

Корпуса Комендантского дома, которые мы можем видеть сегодня около Петропавловского собора, окончательно сформировались к концу 19 века, и происходило это постепенно.

Комендантский дом

Сам Комендантский дом является третьим по счету (первые два были деревянными). Он сооружен в конце первой половины 18 века и представляет собой очень интересный образец жилой «типовой» застройки того периода, спроектированной учеником Трезини М.Земцовым . Корпуса Комендантского дома схожи с Конюшенным и Гостиным дворами Петербурга.

В самом начале, это двухэтажное здание в видебуквы П имело открытый внутренний двор, откуда на второй этаж в личные апартаменты коменданта шла парадная лестница . Но, практически сразу же, напротив него сооружается одноэтажное служебное здание с аналогичным внутренним двориком, являя собой зеркальное отражение П-образному комендантскому строению. Поэтому объединение этих сооружений в одно целое стало довольно логичным шагом – получилось единое прямоугольное архитектурное сооружение объединенное внутренним двором. А к концу 19 века над служебным корпусом надстраивается второй этаж, образовав единообразное гармоничное двухэтажное сооружение, которое сегодня видят все туристы. К празднованию 300-летия Петербурга двор Комендантского дома закрывается стеклянной крышей.


Главный фасад здания сориентирован на восток. А архитектурные украшения - белые наличники и рельефные русты - очень контрастно выделяются на красном фоне стены, создавая празднично-торжественную атмосферу.

Кроме апартаментов коменданта, помещения прислуги и различных служб здесь имелась и домовая церковь с канцелярией. Парадный зал канцелярии, восстановленный сегодня и доступный посещениям, известен тем, что именно в нем арестованные руководители декабристского восстания заслушали свой смертный приговор.

Парадный зал канцелярии Комендантского дома

Хочется сказать несколько слов о самой комендантской должности. Это была не просто ответственная служба со множеством обязанностей. Это была очень почетная должность , которая давалась за выдающиеся боевые заслуги самым заслуженным генералам и была практически пожизненной . За двести лет крепость возглавляли 32 коменданта , которые до конца 18 века являлись также и комендантами Петербурга.

В обязанности коменданта включалось решение всех хозяйственных , церемониальных и благотворительных вопросов, конечно же, арестантский надзор , хранение ключей Усыпальницы и прочее-прочее. Поэтому исполняющие эту обязанность жили здесь же, на Заячьем острове и здесь же умирали . Почивших комендантов хоронили на специальном Комендантском кладбище , которое расположилось рядом с алтарной соборной стеной. Это кладбище одно из старейших городских. Первое захоронение на нем состоялось при Петре Первом в 1720 году, когда здесь обрел вечный покой сподвижник Петра генерал Р.Брюс. Всего же на Комендантском кладбище покоится 19 бывших комендантов.


Во время революционных событий 1917 года, Комендантский дом занимали штабисты Военно-революционного комитета. А сегодня здесь можно прогуляться по экспозиционным залам Музея истории , которые рассказывают об увлекательных страницах истории Санкт-Петербурга в период с 1703 по 1917 гг.

Другие достопримечательности Петропавловской крепости

По соседству с комендантским домом вдоль главной улицы крепости находятся Гауптвахта и Каретник, чуть далее Инженерный дом и т.д.

Гауптвахта (главный караул)

Гауптвахты появились изначально как караульные помещения. Затем в них стали содержать провинившихся солдат и офицеров. Военный гарнизон Петропавловской крепости тоже не мог обойтись без подобного заведения.


Место первой деревянной Гауптвахты сегодня занято Комендантским домом. А новое каменное здание Главного караула было построено неподалеку от дома коменданта и изначально, в середине 18 века , было одноэтажным и светло-розовым. Таким оно просуществовало до начала 20 столетия , когда к нему был пристроен второй этаж, а само здание было переоформлено в неоклассическом стиле. Углы его отделаны рустами, а семиарочная галерея главного фасада была заменена портиком из четырех колонн. Здание было перекрашено в желто-белый цвет, и Гауптвахта Петропавловской крепости получилась очень нарядной.

Площадь, которая образовалась перед Гауптвахтой, назвали Плясовой . Такое веселое название связано с очень жестокой экзекуцией на «насесте» применяемой к наказываемым солдатам в 18 веке. «Насест» - приспособление для пыток – состоял из столба, к которому привязывали босого наказываемого, и ограниченного пространства покрытого острыми спицами. Укалывая ноги о спицы, несчастный заключенный в поисках безопасного места постоянно перебирал ногами, но натыкался лишь на очередные спицы. Издали его тщетные попытки спастись от боли походили на танец.


Сейчас на месте «насеста» находится Памятник Петру Первому , выполненный М.Шемякиным. Голова основателя Петербурга повторена по маске известной «Восковой персоны» из Зимнего дворца Петра Первого, выполненной Растрелли. Памятник очень необычен и неоднозначен, но он уже является местной достопримечательностью, а указательный палец бронзового гиганта обладает способностью исполнять желания, главное не забыть его потереть.

Сегодня в здании Гауптвахты размещается Дирекция Музея истории Санкт-Петербурга.

Каретник

Также недалеко от Комендантского дома, в сторону Нарышкина бастиона, находится одноэтажное строение в классическом стиле и снабженное воротным проемом. Это комплекс сооружений для лошадей (конюшня), комендантских экипажей и сопутствующих конному назначению хозяйств.

Вход в Каретник

Все вместе это называется Каретником, который сегодня могут посещать туристы, потому как он относится к историческому Музею Петербурга.

Инженерный дом

Также рядом с Петропавловским собором, но по другую сторону от Памятника Петру Первому, находится другой уникальный архитектурный памятник середины 18 века – Инженерный дом, построенный в стиле «петровского барокко» . Он строился для размещения строительных инженеров, и для хранения военных боеприпасов слева от Петровских ворот.

Как и Комендантский дом, Инженерный является примером «типового проекта» зажиточного городского дома. Авторами данного проекта считаются инженер Муравьев и Петр Первый. Как и Комендантский, Инженерный дом образован из двух П-образных строений, связанных воротами и внутренним двором.


Вот именно такие дома, с четкими и строгими линиями рустованных лопаток, с большими окнами и черепичными крышами, составляли основу петровского Петербурга.

В Инженерном доме жили и работали в чертежной мастерской служащие Инженерного департамента, находился инженерный архив и цейхгауз . Сегодня здесь размещаются различные тематические экспозиции Музея истории .

Артиллерийский цейхгауз

К началу 19 века вдоль главной аллеи крепости, напротив Инженерного дома вытянулось новое архитектурное сооружение в классическом стиле - Артиллерийский цейхгауз, спроектированное А.Брискорном . Цейхгауз – это помещения для хранения оружия , но здание почти сразу же использовалось не по назначению. Его помещения были заняты архивом , пожарным депо , телефонной станцией, даже манежем для лошадей. И, как практически во всех крепостных сооружениях, камерами для арестантов.

Цейхгауз

В годы Великой Отечественной помещения цейхгауза были приспособлены для ремонта грузовиков, перевозивших людей и продовольствие по «Дороге жизни». Сегодня здесь расположена Выставка Восковых фигур Музея истории .

Казначейство

Это специализированное сооружение 30-х годов 19 столетия , предназначалось для хранения денежной выработки Монетного двора. К нему присоседились Тайная канцелярия, руководство некоторых военных округов и другие ведомства. Но, в результате, строение осталось в монополии Монетного двора, и эксплуатировалось как административное управление и ведомственное жилье.

Здание Казначейства

К началу 20 столетия появились дополнительные корпуса, состоящие из различных мастерских, прачечной, котельной и т.д. Сегодня казначейские площади используются под экспозиции Музея истории .

Ворота Петропавловской крепости

В Петропавловских куртинах расположено пять ворот , которые расположены по четырем сторонам света. Все ворота имеют свою архитектурную историю, индивидуальны в исполнении и прекрасны. Шестой въезд острова находится за пределами крепостных стен - по центру Иоанновского равелина.

Васильевские ворота

Если заходить в крепость от Кронверкского моста , то напротив Алексеевского равелина, в центре Васильевской куртины между Зотовым и Трубецким бастионом находится въезд Васильевских ворот. Такое название досталось стене и въезду от расположенного напротив них Васильевского острова.

Васильевская куртина с Васильевскими воротами

Эти ворота, созданные в течение 20-х годов 18 столетия , получили дополнительное архитектурное убранство к концу 18 века, когда на них появился треугольный фронтон, украшенный вензелем Екатерины Второй и портик с пилястрами (арх. Ф.Де Ранкур). Эти архитектурные добавления повысили высоту ворот и сделали их более нарядными. К тому ж, карнизы, цоколь и пояски были отделаны известняком, а основная кирпичная кладка покрыта штукатуркой.

Невские ворота с Комендантской пристанью

Первозданные деревянные ворота Невской куртины, тянущейся от Нарышкина к Государевому бастиону, появились в 1716 году, как и пристань, тоже деревянная. Но уже к 20-м годам 18 столетия, они, вместе с другими крепостными сооружениями, перестраиваются Д.Трезини в каменном варианте. Затем, в 30-е и в 40-е гг. 18 века в результате некоторых перестроек, вид ворот изменился с внешней и с внутренней стороны.

В 60-е годы 18 столетия Комендантская пристань одевается в гранит, что требует и изменения внешнего облика ворот. И в 80-х гг. того же века они вновь перестраиваются (арх. Н.Львов ), приобретая сегодняшний вид. Высокие, 12-ти метровые; с аркой, оформленной двойной колоннадой и треугольном фронтоном из светлого гранита, Невские ворота смотрятся несокрушимым монолитом.

Невские ворота

Невские ворота ведут на Комендантскую пристань . Именно от нее начинался праздник начала судоходства в петровские времена. Эта пристань предназначалась для членов Дома Романовых, приплывавших сюда из Зимнего дворца. Через эти же ворота поставляли узников в Трубецкую тюрьму, а из тюрьмы некоторых "смертников" отправляли на казнь в Шлиссельбург, поэтому иногда Невские ворота называли «воротами смерти» .

Комендантская пристань у Невских ворот

Комендантская пристань – это единственный на сегодня действующий причал Заячьего острова. Наиболее любознательным туристам будет интересно ознакомиться с Летописью самых значительных петербургских наводнений, которая зафиксирована отметками на специально прикрепленных здесь досках.

Сегодня прибрежная территория Комендантской пристани является и городским Петропавловским пляжем . Так что, находясь в Питере летом, и отправляясь на осмотр Петропавловской крепости в хорошую погоду, прихватите купальники и полотенца. Отдых на крепостном берегу, а по возможности и купание в суровой Неве, добавит вам неизгладимых впечатлений о городе.

Петровские ворота

Этим Триумфальным въездом в стиле «петровского барокко» украшена Петровская куртина, протянувшаяся от Меншикова к Государеву бастиону. Первоначальный деревянный въезд, Д.Трезини заменил на каменный к 1717 году.

Петровские ворота

Фасадная сторона ворот украшена сюжетным барельефом, рассказывающим о победе апостола Петра над язычником Симоном (скульптор К.Оснер), что символично напоминало о победе России над шведами. Этот барельеф расположен на фронтоне арочного аттика. Позже украшение ворот пополнилось горельефами с воинскими доспехами.

А в арочных нишах были установлены аллегоричные статуи Храбрости (справа) и Благоразумия (слева), выполненные французским скульптором Н.Пино. К 1720 г. на арке появилось символичное дополнение в виде двуглавого российского герба, весившее немного более тысячи килограмм. Несколько лет спустя орла перекрашивают в черный цвет, а великодержавные атрибуты покрываются золотом. Как ни странно, в советский период герб уничтожен не был – его просто заколотили щитами.

Кронверкские ворота

Ворота Кронверкской куртины, соединяющей Меншиков и Головкин бастионы, появились в 30-е годы 18 столети я в результате создания каменной стены. Позднее их расширили и надстроили высоту для передвижения под ними экипажей, которые направлялись к деревянному мосту, соединявшему Заячий остров с территорией Петроградской стороны.

Никольские ворота

Каменный въезд Никольской куртины, соединяющей Зотов и Головкин бастионы, появился к концу 20-х годов 18 столетия . В их возведении участвовали Д.Трезини с Б.Минихом. А название свое куртина с воротами получили от Церкви святителя Николая , которая располагалась напротив, через Кронверкский пролив, на Петроградской стороне.


В стеновых казематах этого въезда находились казармы артиллеристов и склады. Были здесь и арестантские камеры. В Никольской куртине сохранились двухъярусные казематные помещения, переделанные в других куртинах на одноярусные. Сегодня эти архитектурные сооружения находятся под присмотром Музея городской истории.

Иоанновские ворота

Если все предыдущие въезды украшают крепостные стены, то Иоанновские ворота, пропускающие сегодня сотни туристов в течение дня, расположены в одноименном равелине. Эти ворота, как и сам равелин, названные по имени отца Анны Иоанновны, были построены Б.Минихом в конце 30-х годов 18 века .

Иоанновский мост и Иоанновские ворота

Они явились последним строительным объектом на территории крепости. Под фронтоном, по верху арки, сохранилась дата окончания строительных работ не только этого сооружения, но и всей, в камне перестроенной, Петропавловской крепости! На фронтоне помещен картуш , где соседствуют изображения короны российской империи и воинская атрибутика.


Фасад, обращенный в крепость, украшен розетками и рустами. Кстати, с южной стороны Иоанновских ворот расположены музейные кассы. Но, если вы забыли приобрести билеты здесь или идете со стороны Кронверкского моста, то не переживайте, билеты можно купить и в Ботном домике, и непосредственно в музеях.

Согласно легенде, едва русские суда пристали к острову, над ним появилась царственная птица - орел. Приняв это за божье благословение, царь вышел на берег, вырезал заступом две полосы дерна, сложил их крестом и, как повествует сочинение анонимного автора XVIII в. «О зачатии и здании царствующего града Санкт-Петербурга», «сделав крест из дерева и водружая в дерны, изволил говорить: «Во имя Иисус Христово на сем месте будет церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла...» Таким образом началось строительство крепости Санкт-Петербург (так она называлась вначале, и лишь позже, когда вокруг нее вырос новый город, название Санкт-Петербург стало обозначать город, а крепость стала именоваться Петропавловской) .

Петропавловскую крепость строили с большой поспешностью, опасаясь нападения шведов. Для ускорения дела царь и его приближенные сами руководили работами. Строилась она как образцовое фортификационное сооружение бастионной системы, и, как писали современники, «сам Его Величество сочинил чертеж оной крепости». В плане крепость представляет собой вытянутый шестиугольник с бастионами, пять из которых названы по имени сподвижников Петра, а один - Государевым. Профессиональное руководство осуществлял швейцарский архитектор и инженер Доменико Трезини, специально приглашенный Петром I.

Строили крепость русские солдаты, пленные шведы, крестьяне, согнанные по приказу царя со всех концов России, и даже каторжане, отбывавшие здесь свое наказание. Условия труда были тяжелыми, смертность от эпидемий, голода и холода была очень велика. Тем не менее работа не прекращалась ни на минуту.

Для своего времени Петропавловская крепость стала первоклассным образцом военно-инженерного искусства. При ее строительстве были использованы последние достижения западноевропейской фортификации. Высота ее стен - 9 м, толщина - около 20 м, со всех сторон ее окружает река.


Главная крепостная ограда следовала береговой линии, не оставляя и клочка суши для высадки неприятельского десанта. Выдвинутый вперед бастион увеличивал зону боя. Ни один вражеский корабль не мог подойти к крепости на расстояние выстрела, а ее орудия контролировали невский фарватер. Прорытый внутри крепости канал давал ее защитникам неограниченный ресурс питьевой воды. С суши крепость защищал кронверк, образованный земляными насыпями и рвом. Крепостные стены сначала были тоже земляные, но уже в 1706 г. их начали перестраивать в камне. Позднее, в царствование Екатерины, обращенные к Неве стены облицевали гранитом.

Рассвет над Петропавловской Крепостью

Первые несколько лет основные строительные работы велись на Заячьем острове. Здесь выросла крепость Санкт-Питер-Бурх, явившаяся ядром будущего города. Ее место нахождение было определено самим Петром, который оценил стратегическую целесообразность расположения форпоста в дельте Невы.
Уже через год появились все шесть бастионов (выступающие из крепостной стены укрепления). Хотя бастионы и были земляными , забота о каменном строительстве нового города являлась одной из важнейшей для Петра. Специальным указом 1714 года в России запрещалось сооружение зданий из камня, а всех мастеров-каменьщиков в приказном порядке направили на невские берега. Пётр установил своеобразную «каменную» пошлину: каждому кораблю, каждому обозу, прибывающему в город, следовало привозить определённое количество строительного материала.


Крепость должна была представлять собой сомкнутую цепь из бастионов и куртин (стены, соединяющие бастионы). Строительство фортификационных сооружений проходило под присмотром ближайших сподвижников царя, и потому бастионы назвали в их честь — Нарышкиным, Трубецким, Зотовым, Головкиным, Меншиковым.

Один из южных бастионов находился под непосредственным наблюдением Петра, поэтому получил наименование Государев. На восточной стороне острова, в куртине, соединявшей этот бастион с Меншиковым, устроены главные крепостные ворота. Их защищал равелин (внешняя вспомогательная треугольная в плане постройка), названный в честь святого Иоанна. Чтобы попасть в крепость, надо пройти через Иоанновский деревянный мостик, Иоанновские ворота и войти в Петровские ворота, над аркой которых помещён гербовый двуглавый орёл из свинца. Ворота украшены большим барельефом «Низвержение Симонаволхва» немецкого скульптора и резчика Г.К.Оснера. Считается, что это произведение изображающее апостола Петра, который силой своей молитвы низвергает с небес колдуна-язычника, в аллегорической форме прославляют победу царя Петра над шведским королём Карлом ХII. За петровскими воротами справа расположен Артиллерийский цейхгауз (1801), слева — Инженерный дом (1749).
К 1787 году вся крепость оделась в гранит. В 1840 году была закончена перестройка в камни всех укреплений. На Нарышкином бастионе установили сигнальную Флагшточную башню и пушку, выстрел которой оповещал о наступлении полудня — традиция, сохранившаяся и в наши дни.
Неподалёку от Петропавловского собора находится Комендандский дом (1743-1746). За 200 лет сменилось 32 коменданта. Должность эта являлось и часто пожизненной. Её получали заслуженный боевые генералы, пользовавшиеся особым доверием государя.
Если у вас есть дети или вы только решили их завести, то следует подумать о развивающих играх онлайн, ведь скоро почти все игры будут онлайн, так что побеспокойтесь заранее о ваших чадах и подберите лучшие игры