Туристический портал - Poxodnaya
Поиск по сайту

Паломническая поездка на валаам. Спасо-преображенский валаамский монастырь Послушания – трудные и не очень

Остров Валаам на Ладоге – место необычное, исполненное религиозного смирения и вселенской гармонии. Паломнические поездки в этом направлении совершаются регулярно. И среди множества святынь, посещаемых верующими, одно из центральных мест занимает Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Удивительная редкая красота природы, тишина и удаленность от мирской суеты оставляют незабываемые впечатления у всех посетителей этого святого места.

История основания монастыря

В северной части Ладожского озера (Карелия) располагается архипелаг, насчитывающий около 50 островов, площадь которых составляет примерно 36 кв. км. Самым большим из них является величественный остров Валаам. Природа этой местности обладает удивительной и неповторимой красотой, поражающей всех посетителей острова. Но привлекает к этому чудному месту не только она. Неописуемая святость этого места является главным стимулом для туристов, желающих посетить монастырь.

Историки наиболее склоняются к дате – 1329 год, предполагая, что именно в этом году была организована святая обитель. Валаамский монастырь многократно подвергался пожарам и разорениям, вследствие чего были утрачены летописи, отражающие исторические данные об организации монашеской жизни на этом месте.

В итоге в наши дни существуют три версии зарождения Валаамского монастыря, связанные с появлением на острове двух монахов: святых Сергия и Германа Валаамских, распространивших здесь православную веру и заложивших основу монашества.

Согласно монастырскому преданию, отраженному в текстах богослужебных книг, в X веке на этот остров пришли два греческих инока (Сергий и Герман) с миссионерской целью просвещения языческой Руси.

Поселившись на острове, они основали обитель и утвердили Христову веру в этих краях. Другая версия предполагает, что Сергий был учеником Андрея Первозванного, посетившего и благословившего в I веке эти святые места, предвидя здесь развитие христианства.

Сергий Валаамский со своим учеником Германом подвизались на Валааме, заложив здесь благодатную почву для распространения христианства. Согласно Софийскому свитку как письменному историческому источнику, в XIV веке на острове поселились первые иноки, желающие отрешиться от мирской суеты и совершить христианский подвиг на этом месте.

Преподобные отцы – Сергий и Герман, Валаамские Чудотворцы, пришли на сию землю, заложив начало Преображенской обители на острове Валаам. Преподобные способствовали утверждению православия на Карельской земле, защищая истинную религию от воинственного и жестокого влияния шведских католиков. Преподобные иноки Сергий и Герман в 1329 году основали на острове Спасо–Преображенскую обитель с общежитием, которая изначально стала многолюдной благодаря духовной силе и мудрости ее основателей.

Расцвет обители

Наибольшая слава пришла к обители только в XV-XVI веках. В этот период здесь насчитывалось до 600 насельников. Монахи Валаамского монастыря усердно трудились и совершали молитвенный подвиг в стенах скитов и келий. Таким образом, монастырь постепенно приобретал всемирную известность, привлекая к себе многих верующих паломников.


Обитель находилась непосредственно на границе России со Швецией, из-за чего многократно подвергалась разорению и набегам. Из-за регулярных нападений многие насельники принимали мученическую смерть от воинствующих иноверцев, другие же монахи спасались бегством, не оказывая вооруженного сопротивления. В начале XVII века обитель была полностью разорена и разрушена, а земли архипелага отошли во владение Швеции.

Только по прошествии 100 лет, в итоге Великой Северной войны Петра I, Валаам вновь возвращается в родную гавань. В 1715 году был издан указ императора о восстановлении обители и строительстве Преображенского собора.

Обитель в XIX веке

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь достиг наивысшего расцвета к XIX веку. Именно в этот период были сооружены многие памятники архитектуры, дошедшие до наших дней.

В 1839 году во главе монастыря стал игумен Дамаскин, пробывший на этой должности 42 года. Он способствовал совершенствованию строительства на острове, привлекая к работам только профессиональных архитекторов. В этом же веке благодаря ученикам Паисия Величковског, была возрождена древняя традиция старчества, предназначенная для духовной помощи и водительства новоначальным инокам.


Многие паломники, стремясь получить совет, молитву и благословение от святых людей, приезжали в обитель издалека. Нередко знатные особы посещали монастырские святыни и храмы. Члены императорской семьи регулярно приезжали на остров, надеясь отдохнуть душой от мирской суеты. Многие знаменитые поэты, композиторы, ученые, писатели и художники также стремились побывать на Валааме.

Период Советской Власти

С 1811 по 1917 годы Валаамский архипелаг входил в состав Российской Империи, Великого княжества Финляндского. Благодаря тому, что после Октябрьской революции Валаам отошел в состав независимого государства Финляндии, церковные здания не подверглись массовому истреблению от советских властей, так сохранились исторические постройки.

В итоге советско-финской войны острова перешли во владение Советского Союза. Спасаясь от политического и идеологического преследования, монахи были вынуждены оставить обитель, переселившись в Финляндию. Здесь на новом месте они основали Ново-Валаамский монастырь, сохранив сложившиеся традиции. Опустевшие здания бывшей Валаамской обители были используемы советской властью для гражданских целей.

С 1950 по 1984 в бывших монастырских зданиях располагался Валаамский дом инвалидов ВОВ.

Возрождение монастыря

В 1989 году в канун праздника Андрея Первозванного на Валааме была возрождена монашеская жизнь.

В 1991 году монастырь получил статус ставропигиального. Игуменом монастыря назначен Панкратий (Жердев), епископ Троицкий.

В наши дни Валаамский мужской монастырь насчитывает примерно 160 человек братии, также возрождается скитская жизнь – за недолгий период были восстановлены 10 скитов.

В 2008 году был построен новый, Свято-Владимирский скит, в котором расположены Патриаршая резиденция, музей и иконописная мастерская.

Святыни Валаама

Многие православные христиане стремятся посетить Валаамский монастырь, этот северный духовный уголок России, с целью прикоснуться к святыням и увидеть красоту самобытной природы.

Одним из самых посещаемых мест на Валааме является Спасо-Преображенский мужской монастырь. Возведение собора было начато 1887 году, а освящение состоялось только в 1896-ом. При советской власти здание было частично лишено некоторых архитектурных решений. Нижний этаж собора освящен в честь Сергия и Германа Валаамских, а верхний – в честь Преображения Господня.


Верующие православные паломники стремятся приложиться к мощам основателей монастыря — святых преподобных отцов Сергия и Германа Валаамских. Рака со святыней находится в Спасо-Преображенском соборе.

Одной из самых почитаемых святынь монастыря является чудотворная икона Божией Матери (Валаамская), написанная иноком Алипием в 1878 году. Еще одна чудотворная икона монастыря – икона святой праведной Анны, праматери Христа, являющаяся списком с афонского подлинника и обладающая чудесным свойством исцеления от бесплодия.

Хор братии Валаамского монастыря

По благословению Владыки Панкратия, епископа Троицкого, организован концертный праздничный хор Валаамской обители. Регент и руководитель хора Алексей Жуков является заслуженным артистом Республики Карелия. Солисты данного коллектива, дипломированные дирижеры и вокалисты, демонстрируют высокое профессиональное мастерство исполнения. Ежегодно данный хор участвует в Патриарших богослужениях Валаамского монастыря, является лауреатом многих хоровых конкурсов в России и за рубежом.

Кроме концертного состава, существует хор братии Валаамского монастыря, являющийся традиционным исполнителем разнообразных знаменных песнопений. Хор под руководством иеродьякона Германа (Рябцева) участвует в богослужениях, а также ведет концертную деятельность, предоставляя многочисленные записи унисонных или многоголосных произведений древнерусского творчества. Данную вокальную группу отличает своеобразная манера исполнения – чистый, выверенный строй, отличный ансамбль, глубокая проникновенность и задушевность.

В репертуаре хора множество различных церковных богослужебных песнопений, как знаменного распева, так и авторские произведения. Валаамская обитель активно сотрудничает с кафедрой древнерусского пения Санкт-Петербургской консерватории. Преподаватели оказывают огромную помощь в изучении древнего знаменного пения Руси.

Паломнические туры на Валаам

Паломническая служба Валаамского монастыря организует однодневные и многодневные поездки на остров с расселением и проживанием в гостинице. Православные христиане, совершая паломничество, могут участвовать в суточном круге монастырских богослужений и приложиться к христианским святыням. Также предлагаются обзорные прогулки по острову с целью ознакомления туристов с природой, историей, архитектурой и святынями Валаама.

Псалмы

Валаамский монастырь известен своей просветительской деятельностью. В 2000 году по благословению игумена была произведена студийная запись всех псалмов царя Давида. Чтение Псалтыри длится более пяти часов и перемежается хоровым исполнением некоторых молитв. Псалтырь Валаамского монастыря пользуется большой популярностью не только среди православных верующих христиан, но и у всех, кто интересуется церковной традицией богослужебного чтения.

Подворья Валаамского монастыря

Монастырское подворье является общиной монастыря, оно может находиться в любом городе патриархата, при этом состоит в ведении монастыря и подчиняется его правящему Архиерею. Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь имеет 4 подворья:

— Подворье Валаамского монастыря, находящееся в Санкт-Петербурге, располагается по адресу: Нарвский пр., д. 1/Старо-Петергофский пр. 29.

— Валаамский монастырь – Москва: адрес подворья – ул. 2-я Тверская-Ямская, дом 52.

— В городе Приозерск подворье расположено по адресу: ул. Пушкина, дом 17.

— В Республике Карелия подворье располагается в Сортавальском районе, поселок Красная Горка, Свято-Никольский храм.

Как доехать до Валаамского Монастыря

Наиболее удобно добираться на Валаам из Санкт-Петербурга через Приозерск. Самолет прилетает в аэропорт «Пулково». Из аэропорта на автобусе нужно доехать до ст. метро «Московская». Далее на метро - до Финляндского вокзала (ст. метро называется «площадь Ленина - Финляндский вокзал» Кировско-Выборгская линия метро или линия № 1, на схеме выделена красным цветом). Пересадку нужно сделать на ст. метро «Технологический институт». Для пересадки нужно перейти на другую сторону платформы метро.

Поезд из Москвы прибывает в Санкт-Петербург на Московский вокзал, совмещенный со станцией метро «Площадь Восстания». От пл. Восстания на метро нужно доехать до Финляндского вокзала (ст. метро называется «площадь Ленина - Финляндский вокзал» Кировско-Выборгская линия метро или линия № 1, на схеме выделена красным цветом). Две остановки на метро без пересадок. На этой станции два выхода. Нужно выйти из метро на Финляндский вокзал, а не на Боткинскую улицу.

С Финляндского вокзала на электричке доехать до города Приозерска. Для этого подходят две электрички: одна идет до Приозерска, другая - до Кузнечного. Вторая электричка делает остановку в Приозерске и следует далее. Важно не проехать нужную станцию. Время в пути - около 3 часов.

Можно доехать до Приозерска на автобусе. Для этого так же на метро нужно доехать до ст.м. «Девяткино» (конечная станция на Кировско-Выборгской линии (линия № 1), на схеме - вверху справа). Через подземный переход выйти на автовокзал «Северный» (в переходе есть указатели) и сесть на автобус № 859, следующий до Приозерска. Время в пути - 2,5 - 3 часа. Багаж оплачивается отдельно. Автобусы ходят чаще, чем электрички. Примерно каждые 40 минут. Со ст.м. «Девяткино» можно уехать на тех же электричках, как и с Финляндского вокзала. Эта станция метро совмещена с железнодорожной платформой под тем же названием. Расписание автобусов лучше уточнить по телефону: (812) 635−81−58. .

От вокзала в Приозерске (он совмещенный - железнодорожный и автовокзал) нужно на такси доехать до причала Валаамского монастыря. Такси стоят там же на площади возле ж/д вокзала. Стоимость такси около 200 рублей.

Либо пройти пешком по проспекту Ленина до конца проспекта, затем свернуть направо, выйти на площадь перед заводом, пройти под трубопроводом к заливу, перейти залив по понтонному мосту и далее налево вдоль заборов пройти к причалу. Дорога пешком от автовокзала до причала занимает около часа.

При необходимости на причале можно переночевать. Сумма пожертвования за проживание в гостинице на причале – около 300 руб. Там же на причале готовят трапезу.

Теплоход Валаам отходит от причала в Приозерске обычно около 9−30 утра, а метеор – около 11−00. Посадка на них возможна только при наличии свободных мест. Сообщение на коммерческих теплоходах действует только в летний период. Для посадки на коммерческий теплоход нужно обратиться к капитану корабля.

Теплоход и метеоры прибывают на остров в Монастырскую бухту.

По прибытии на остров нужно зайти в офис гостиничной службы, чтобы поселиться в гостинице. Сойдя с корабля на причал, пройти немного вперед, выйти на дорогу, проходящую вдоль причала, повернуть налево, подняться по каменной лестнице (высокая), далее прямо, пройти первую арку и сразу налево первая дверь. Рядом с дверью зеленая табличка – «Офис гостиничной службы».

Мы с женой через турфирму "Арина" (официальный дилер "Валаамского паломника") купили тур на Валаам с отъездом на автобусе 22.08.18 в 7-00, прибытием на Валаам около 13-00 с ночёвкой в гостинице, экскурсиями и отъездом 23.08.18 в 17-00. 21.08.18 в 15-05 от "Арины" нам пришла СМСка, где было сказано, что в связи с погодными условиями изменяется время отправления на 9-00 22.08.18, а возвращение вечером 24.08.18; у нас спросили наше согласие на данное изменение без изменения стоимости тура, в противном случае обещали вернуть деньги.В 16-02 21.08.2018 аналогичная СМСка пришла от ООО "Валаамскiй паломнiкъ". Естественно, мы согласились, т.к. хотели после экскурсий просто погулять по острову и самостоятельно осмотреть церкви. Как выяснилось позже, такие же СМСки пришли всем в нашем автобусе. Сразу хочу сказать, что никаких претензий к экскурсоводу нет: всё было на ВЫСШЕМ уровне. Прибыли мы на Валаам примерно в 17-30, разместились, поужинали и нам провели первую экскурсию, которая окончилась примерно в 20 часов, тогда же нам было сказано, что, возможно, отплытие произойдёт согласно первоначальной программы, т.е. 23.08.18 в 17-00. На вопрос: а как-же СМСки, было сказано, что эти вопросы - в турфирмы. Естественно, в это время никто уже не работал. На второй день, после Литургии и завтрака нас "попросили" из гостиницы и мы пошли на экскурсии. Дождя не было, но дул сильный ветер, поэтому было непонятно, уедем или нет. После обеда была вторая экскурсия, так что формально программа была выполнена. После экскурсии, когда до отплытия оставалось меньше часа, я пошел в офис "Валаамского паломника", чтобы спросить, как они собираются выполнять свои обязательства по СМСке. После примерно 15 минут переговоров, было сказано, что можно остаться, однако вечером нас высадят на причале, а дальше - наши проблемы: автобусов не будет. Если учесть, что время от прибытия корабля до отъезда последней электрички составляет примерно 10-15 минут, а общественного транспорта от причала до вокзала нет, маячила перспектива ночёвки под открытым небом, что в пенсионном возрасте уже "чревато". Наша турфирма ООО "Арина" просто отмолчалась, хотя туда мы тоже звонили. Естественно, такие условия нас не устроили.Однако за 15 минут до отхода теплохода (видимо для подстраховки) нам пришла СМСка от "Валаамского паломника", что отплываем мы в 17-00 23.08.18 в соответствии с заявленной программой, однако мы можем "остаться за доп. оплату за размещение и питание, без организованного выезда до Санкт-Петербурга. Приносим извинения за ранее предоставленную не точную информацию." Никаких предложений о материальной компенсации не было, хотя фактически у нас отняли пол дня нахождения на Валааме. Дорога на теплоходе была весьма укачивающей, т.к. волнение на Ладоге было значительным - жену укачало "в лёжку". Если у нас потери больше символические, т.к. мы из Санкт-Петербурга, то у людей, прибывших из других городов получились весьма ощутимыми: в частности один человек из Москвы был вынужден два раза менять билеты, но никаких даже извинений не получил. Ещё один маленький нюанс: в гостинице "Игуменская" ширина кровати составляет всего 70 см, что даже для моего 54-го размера не очень комфортно, а уж людям более "солидным", наверное, вообще плохо.





Валаамский архипелаг

Паломнический тур на Валаам – это возможность не просто полюбоваться красотами Валаамского архипелага. Это также возможность уйти от суеты, согреться душой, успокоиться, поверить и услышать ответы на свои вопросы.

Красивый, утопающий в лесу остров омывается живописными бухтами, озерами и речками. Здесь как в сказке! Глыбы гранита, мхом заросшие, высоченные ели, лесные поляны, залитые солнцем, запах цветов, чабреца, парного молока и меда. Суету городского жителя как рукой снимает, и в какой-то момент ты понимаешь, что все твое внутреннее состояние наполняется непривычным покоем и безмятежностью.

Центральная усадьба Валаамского монастыря

Весь Валаамский архипелаг состоит из порядка 50 островов. Самый крупный остров занимает две трети от общей площади, и именно на нем находится Центральная усадьба. На острове есть одноименный поселок, в нем проживают миряне, но основная достопримечательность – памятник русского зодчества, мужской Спаса-Преображенский монастырь, основной корпус которого видно издалека.

По всему острову располагаются скиты – особая история Валаама. Скит это как уединенная обитель. В скитах живут монахи, которые ушли не только от мирских, но и от монастырских укладов.

Типичный валаамский монашеский скит

Сколько их было раньше не скажут даже монахи. На сегодняшний день из тринадцати сохранившихся скитов восстановлены десять. К юбилею Крещения Руси в 2008 году был построен новый Свято-Владимирский.

В некоторых скитах мирян-паломников и туристов принимают с удовольствием, в другие вход строго-настрого запрещен. К некоторым скитам, куда можно входить посетителям, есть возможность добраться транспортом, к другим только пешком, к третьим исключительно по воде.

Валаамом интересуются не только верующие паломники. Этот остров буквально переполнен туристами.

Попасть на Валлам можно только водным транспортом по Ладожскому озеру

Как добраться до Валаама

Откуда бы вы не начали свое путешествие на остров, будь то паломнический тур на Валаам или туристическая поездка, добраться сюда можно только по Ладоге. В мае-ноябре, как только открывается навигация, Валаам начинает прием посетителей. Это закреплено Уставом монастыря.

Паломники и туристы на причале Ладожского озера

На причале суетливо и многолюдно. Вдоль берега кипит торговля – тут и сувениры, и ароматные мешочки с можжевельником, травами. Можно полакомиться копченой или вяленой рыбкой, выпить кофе с домашними сливками, в общем, жизнь кипит. Местные жители предлагают частные экскурсии на моторных лодках по ближайшим островам.

Можно забронировать поездку на круизном теплоходе (форма ниже).

Такая поездка на 3 дня обойдется вам порядка 10300 рублей. Поэтому дешевле будет добираться по Ладоге с пристани Ладожского озера в Приозерске. Как это сделать - . В Приозерск можно доехать электричкой с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга.

Просто нажмите кнопку «Найти круиз».
Даты отправления и возврата в этой форме не выбирайте. Сделаете это когда откроется страница результатов поиска, на которой выберите сначала «Ладожское озеро», длительность до 4-х ночей, и затем выберите спрвав круиз Санкт-Петербург - Валаам - Санкт-Петербург.

Забронировать отель на Валааме

Просто нажмите кнопку «Найти».
Перед этим можете выбрать даты заезда и выезда. Помните о доступности поездки на Валаам только с мая по ноябрь.

Как живет Валаам

Сам монастырский комплекс находится на горе Фавор. На склонах горы растут сады. Вокруг храма расположились кельи, в которых живут монахи. Рядом с храмом находятся трапезные. В одной из них питаются монахи, послушники, трудники. В другой угощают паломников и туристов.

Раз в день монахи бесплатно раздают монастырский хлеб. Есть почта, паломническая служба, в которой можно забронировать билет на теплоход. Совсем рядом с комплексом находилась гостиница для туристов. В 2016 году она сгорела, поэтому теперь, пока ее восстанавливают, туристы живут в каютах теплохода, пришвартованного у пристани.

Вид на один из островов валаамского архипелага

От пристани к монастырю ведет лестница, а от монастыря во все стороны проложены тропинки и аллеи, ведущие к хозяйственным постройкам и скитам. Через каналы и заливы проложены мосты.

Паломнические туры на Валаам, как и туристические, лучше совершать в теплое время года. В межсезонье туда вообще не добраться, потому что в такое время по Ладоге нельзя ни переплыть на лодке, ни проехать на колесах.

Эта особенность географического расположения вынудила монахов организовать крепкое хозяйство, способное функционировать абсолютно автономно.

Валаамский монастырь весной

Монастырь имеет свой флот из 7 теплоходов. Есть также пекарня, молочная ферма, автопарк. Хорошо организовано форелевое хозяйство. Ежегодно вылавливается более 50 тонн рыбы. Много трудолюбиво возделанных садов. Их можно наблюдать прямо с территории монастыря.

До молочной фермы час пешей прогулки. Здесь вас угостят свежим молоком, творогом и сыром. Сыр готовят по итальянским технологиям, но особая гордость монахов – твердый сыр монастико, его монахи придумали сами.

Пристань монастыря на Ладоге

История Валаамского монастыря

Есть мнения, что история этого монастыря начинается в 960 году, но некоторые историки считают, что Валаамский монастырь возвели тогда, когда остров уже принадлежал Новгороду. А это конец 13 – начало 14 веков.

Согласно церковному преданию Валаамский монастырь основали преподобные Сергий и Герман, греческие священноиноки, которые пришли в Великий Новгород вместе с другими православными миссионерами.

Теперь их мощи покоятся в нижнем храме главного собора. Там же хранятся чудотворные иконы и мощи других чудотворных старцев.

Валаамский монастырь за свою историю неоднократно выступал в качестве крепости, подвергаясь набегам шведов. Его несколько раз сжигали и полностью разрушали. Но Валаам снова возрождался и становился все лучше.

И вот теперь все достопримечательности этого удивительного комплекса сразу и не обойти. Часовни, церквушки, памятные кресты – и все это на фоне удивительно красивой природы. Все что видишь хочется созерцать, впитывать, и наслаждаться, без спешки и суеты.

Конечно, основная достопримечательность это сам монастырский комплекс. Внутри главного храма нет привычных росписей, позолоты и хрусталя, никакой помпезности. Его стены просто выкрашены в белый цвет и повсюду резное дерево. В полумраке потрескивают свечи на фоне монашеского песнопения.

Главный храм монастыря. Скромное внутреннее убранство храма

Валаам посещают тысячи паломников, просто туристов, иностранцы тоже приезжают. Такие поездки организовывают туристические агентства, паломнические службы. Также можно добираться самостоятельно.

Паломнические туры на Валаам могут стать не просто созерцанием святыни. У желающих мирян есть возможность пожить при монастыре, бескорыстно потрудиться на его благо. Одну или две недели, на выбор, человеку дают возможность уединиться, подумать, поработать на послушаниях.

Паломнический тур на Валаам – наиболее экономичный вариант, нежели туристический. Кроме того паломники имеют хотя и небольшие, но все-таки привилегии перед туристами. Гостиницы острова предназначены в основном для паломников, а туристов размещают на теплоходе. Однако можно жить и в палатках.

Туристическая стоянка на острове

На острове оборудованы 6 туристических стоянок, организованы кострища и всегда есть запас дров. Но жаркое лето на острове случается не часто, и даже в такие лета температура воздуха не превышает 20 градусов, да и шторм на Ладоге явление не редкое.

Приехать стоит. Это другой мир, он манит и завораживает. Земля Валаама любого наполняет энергией и дает душе возможность отдохнуть.

Видео. Спасо-Преображенсий Валаамский Монастырь

Карта Валаамского монастыря

Просмотры: 126


11 июля и 24 сентября – дни памяти святых преподобных Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев, основателей Валаамского монастыря.

Как нас пугали в Москве

Путешествие на началось с посещения Московского подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Работница паломнической службы, оформлявшая наши документы, охотно рассказывала, какие испытания нас ожидают на острове. «Жить будете в строительных вагончиках по восемь человек, – говорила она тоном, не допускающим возражений. – Мужчины и женщины отдельно. Туалет на улице, душа нет. Там очень холодно, берите теплые вещи. Постельное белье тоже надо везти с собой. Связь там плохая, «Билайн» вообще не ловит. Каждый день будут послушания. Ну что еще…» – она задумалась. «А змеи там есть? – решила подсказать я. – Я очень змей не люблю». «Змеи? Да, конечно, змеи там есть. Очень много. Ну что, поедете?». «Конечно!». Я до сих пор удивляюсь, как я так запросто согласилась жить в строительном вагончике без удобств, да еще в близком соседстве со змеями. Но, к моему счастью, на деле все оказалось не так страшно, скорее даже наоборот.

Рассуждения будущих трудников

Пока в Приозерске наша группа ожидала прибытия «Метеора», который должен был доставить нас на остров, мы разговорились между собой. Оказалось, в Подворье испытывали не только мою решимость провести неделю в монастыре – похожие страшилки слышали все паломники. Но от поездки никто не отказался, хотя выводы каждый сделал свои. Кто-то был уверен, что, вопреки всем прогнозам, погода будет прекрасная, и даже рассчитывал купаться в теплых внутренних озерах. О такой возможности они знали от знакомых, которые побывали на Валааме в прошлые годы. По совету тех же знакомых мои попутчицы захватили с собой купальники и босоножки. Среди нас оказались и такие, кто подготовился к неласковым северным условиям со всей серьезностью – в их рюкзаках было припасено термобелье, пуховые спальники и резиновые сапоги. Слушая их, я сначала огорчилась потому, что у меня нет купальника, а потом еще потому, что у меня нет термобелья. Дальше содержимого наших рюкзаков и сумок разговор не шел. Никто толком не знал, что нас ждет в монастыре. И далеко не каждый из нас смог бы внятно объяснить, зачем он туда едет. Позже на острове я не раз слышала, что никто не приезжает на Валаам случайно, но многие понимают свою цель только спустя время. Как сказал один монах: «Случайных людей здесь нет. Кого Бог позвал, тот пришел».

Валаам для монахов, для паломников, для туристов

С первого взгляда Валаам не показался мне мрачным и молчаливым местом, как я ожидала. Мы высадились у нарядной многоцветной часовни, освященной в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». На причале было многолюдно и суетно. Вдоль берега тянулись торговые ряды с сувенирами и снедью (совсем не постной, хотя шел Петровский пост). Здесь были и путеводители, и пахучие мешочки с можжевельником, и шерстяные носки с изображением оленей. Можно было выпить кофе со сливками, поесть мороженого или приобрести у рыбака копченую рыбу. Бригада рабочих шумно выкладывала камнем дорогу под лестницей, ведущей к главному собору на горе «Фавор». По причалу разгуливал мужчина в телогрейке и высоких резиновых сапогах. Колоритный образ завершала кепка, на которой была приделана мягкая игрушка в виде розовой рыбки. Обладателя чудно й кепки мы сразу прозвали Валаамской рыбкой. Это был местный житель, который возил частные экскурсии по близлежащим островам на своей моторной лодке. Кстати, кроме монахов (число братии в Центральной усадьбе – около 100 человек) на острове проживает примерно 300 мирян, в паспортах которых в графе «Прописка» значится «Валаам». (Всего в монастыре сегодня около 220 монахов, часть из них живут в скитах, часть – в Московском, Петербургском, Сортавальском подворьях; для сравнения в 1914 году число братии достигало тысячи человек).

После расселения в общежитиях мы отправились обедать. В монастыре предусмотрена отдельная трапезная для братии, отдельная – для гостей. В нашей трапезной стояли три очень длинных стола с лавками. Сопровождавший нас экскурсовод после коллективного пения «Отче наш» ушел за другой стол, где обедали работники паломнической службы. За третьим столом рассаживали группы туристов, среди которых было много финнов. У каждого стола было свое меню, судя по которому пост касался только трудников. Туристов шеф-повар монастырской трапезной явно щадил. И не только шеф-повар. Среди туристов мы заметили одного пьяного субъекта и недоумевали, почему никто не выставил его из монастыря. Я хорошо помню, как Иван Шмелев в своей книжке «Старый Валаам» рассказывал, что нетрезвых гостей отвозили на небольшой «Пьяный» остров, где они приходили в себя и только после этого допускались на территорию Центральной усадьбы. По сравнению с 1895 годом нравы смягчились. На Валааме более чем терпимо относятся к гостям, нежелающим даже на несколько дней изменить свой привычный образ жизни. Но стоит сказать, что в первый день пребывания на острове я не видела ни одного человека в монашеском обличии. Казалось, иноки уступили часть своей территории для светских приемов, а сами держатся подальше от бойкого причала и других «туристических» мест.

Монастырское хозяйство

И на причале, и у трапезной можно было купить пирожки местного производства. Еще в книжке Шмелева я читала, что на Валааме все делают своими руками – пекут хлеб, выращивают ягоды, фрукты и злаковые культуры, обжигают кирпичи, куют железо, пилят лес, строят храмы, пишут иконы, разводят лошадей и т.д. В межсезонье, когда проехать по Ладоге нельзя ни на лодке, ни на колесах, монастырь оказывается отрезанным от мира. Поэтому в конце XIX века здесь сложилось хорошо поставленное хозяйство, функционирующее автономно. Во время советско-финской войны и в последующие годы многое было разрушено, многих производств уже нет. Вернее, еще нет – что-то уже возродили, а что-то ждет своей очереди. Помещение пекарни отремонтировано и используется по назначению. Экскурсовод рассказал, что в конце XIX века тесто месили вручную с помощью специального устройства, заимствованного в афонских монастырях, сейчас же тесто замешивается механически. Но выпекается хлеб по-прежнему в дровяных печах. Пекарня не покрывает нужды монастыря полностью, поэтому хлеб для трапезной закупают в Приозерске.

В настоящее время предпринимаются попытки возродить сельское хозяйство – начаты мелиоративные работы для восстановления почвы на 50 гектарах пахотных земель.

Монастырю возвращена и активно восстанавливается построенная в 1881 году молочная ферма, рассчитанная на 70 голов скота. Для своего времени ферма была очень хорошо механизирована. Корм доставлялся коровам по рельсам, проложенным посреди коровника. У каждой коровы была своя чаша-поилка, куда вода поступала прямо из озера по специальному водопроводу. Погреб, где хранили молочные продукты, был перекрыт двойными сводами, пространство между которыми забивалось льдом. В нижнем своде находились отверстия, через которые холодный воздух опускался в погреб. От дверей погреба к пристани вела 32-метровая рельсовая дорога, а на пристани был установлен подъемный кран для погрузки кадок с творогом и маслом на лодки. В настоящее время ферма полностью обеспечивает обитель молочными продуктами. При входе на территорию фермы разбита дегустационная палатка для паломников, где каждый желающий может попробовать молоко Валаамских коров.

Монахи, как и в прежние времена, разводят рыбу: палию и сига, а также новый для Валаама вид – американскую радужную форель. Ежегодно форелевое хозяйство дает более 50 т рыбы.

Прогулки по скитам

Валаамский архипелаг насчитывает около 50 островов. На самом крупном, занимающим две трети общей площади, расположена Центральная усадьба. На других островах находятся скиты, которые отличаются числом братии (от двух до нескольких десятков человек) и строгостью устава. Скит – это одна из трех форм монашеской жизни. (две другие – общежительная, как на Центральной усадьбе, и отшельническая, которая сегодня в монастыре не практикуется). На Валааме возрождены девять скитов, из которых мне больше всего запомнился Смоленский. Он был основан в 1917 году во имя Смоленской иконы Божией Матери на деньги великого князя Николая Романова (дяди последнего русского императора). По задумке, братия скита должна была совершать поминовение всех русских воинов, «на поле брани живот свой положивших и в море погибших».

Мы пришли в этот скит, когда в храме шла служба, поэтому послушник Глеб отвел нас в часовню. Он рассказал, что братия, как и задумывалось изначально, непрестанно молится за воинов. Мы видели целые фолианты, в которые перечислены имена погибших на различных полях сражений. В XX веке было немало войн – Первая мировая, гражданская, Великая Отечественная, Афганская, Чеченская. И монахи день и ночь молятся о душах погибших. Послушник Глеб рассказывал нам также о монашеской жизни и, не дожидаясь наших вопросов, чудесным образом угадал то, о чем мы только думали его спросить. Например, как это – быть монахом. Не берусь пересказывать его слова, но после той беседы меня перестал мучить вопрос, почему люди, особенно молодые, отказываются от мирской жизни и становятся иноками. Помню только, что в конце он говорил, что Иисус – это свет для монаха, а монах – свет для мирян. Действительно, в моей памяти остался очень светлый образ послушника Глеба.

Центральный собор монастыря

Мощи преподобных Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев, основателей Валаамского монастыря, хранятся в нижнем храме главного собора. Сергий и Герман пришли в эти места из Византии и, возможно, поэтому храм во имя них выполнен в греческом стиле. Там приглушенное освещение, сводчатые потолки. Нам рассказали, что изначально стены и потолок были темно голубого цвета с золотыми звездами. В нижнем храме находится не одна чудотворная икона, покоятся мощи святых преподобных старцев. Здесь, например, хранится Валаамская икона Божией Матери (вернее, ее точная копия; оригинал во время эвакуации был вывезен в Ново-Валаамский монастырь в Финляндию). Богородица изображена во весь рост, одетая в ярко-красный плащ. Она предстает словно огненный столп, соединяющий небо и землю, в центре которого – Иисус. Его правая рука благословляет, а в левой руке находится держава, увенчанная крестом. Множество исцелений, происходивших по молитвам перед этой иконой, позволили инокам обители собрать материалы к прославлению ее как чудотворной. Праздник в ее честь отмечается 14 июля.

Напротив иконы Валаамской Божией Матери – дубовая рака с мощами преподобного Антипы Афонского (Молдаванского). Он, уроженец Молдавии, в 1865 году пришел на Валаам из Афона. Духовными чадами этого старца были не только насельники монастыря, но и миряне, что было редкостью. Он жил в ските, закрытом от женщин, где действовал очень строгий устав. Поэтому преподобный Антипа просил похоронить его за пределами скита, чтобы все духовные чада, включая сестер, могли приходить к нему после его кончины. Он завещал им: «Приходите и разговаривайте со мной, как с живым, и я буду вам помогать».

Из нижнего в верхний храм ведет лестница, по обеим сторонам которой на стенах изображены все русские святые, чинно шагающие друг за другом. Это шествие завораживает.

Верхний храм, посвященный празднику Преображения Господня, выглядит гораздо более торжественно, по сравнению с нижним. Он выполнен в русском стиле, сверкает золотом, расписан композициями праздников, событий священной истории, изображениями 130 святых. Службы здесь проходят только в летнее время, потому что храм не отапливается. Но и летом долго стоять на каменном полу холодно, и поэтому многие прихожане теснятся по периметру, выложенному ковровой дорожкой.

Послушания – трудные и не очень

Работы в монастыре много. В садах, в гостинице для туристов, в трапезных, в кафе на причале. В первый же день послушаний я ослушалась и вместо того, чтобы остаться помогать в гостинице «Мансарда» на Центральной усадьбе, поехала в Воскресенский скит вместо другой трудницы. Уж очень хотелось разнообразить трудовые подвиги и побывать в разных местах: сегодня Воскресенский скит, завтра Центральная усадьба. Так я думала. Но получилось иначе. В итоге все дни я провела в Воскресенском скиту, который сама назначила себе местом послушаний. Я мыла посуду и чистила овощи на кухне, надписывала информационные стенды трафаретными буквами, убирала в храме, освященного в честь апостола Андрея Первозванного. В Воскресенском скиту не живут монахи, он, можно сказать, административный. Там останавливаются экскурсоводы, сотрудники паломнической службы, столуются приезжие иконописцы. Там я познакомилась с людьми, которые ездят на Валаам каждое лето и живут здесь когда неделю, когда месяц, а когда – остаются на зиму до следующей навигации. И работают там «Во Славу Божию».

И все-таки – зачем мы приезжали?

Конечно, каждый искал что-то свое. Я действительно не сразу поняла, какова же была моя цель. На Валааме я увидела образ жизни, который разительно отличается от привычного московского уклада. Увидела людей, которые совсем не похожи на моих знакомых и друзей. Которых не трогают вещи, сводящие с ума жителей крупных городов. Которые никуда не спешат. Мало говорят. Почти не смотрят в глаза. И непрестанно молятся. Они не ищут общения с человеком, но все время разговаривают с Богом.

За неделю, которую я провела в монастыре, я сама стала спокойнее и тише (как же сложно было после возвращения вновь поймать ритм города!). Еще я услышала ответы на свои вопросы. Даже на те, которые не задавала вслух. В Москве некоторые проблемы казались мне неразрешимыми, а на Валааме – перестали казаться проблемами. Но главное, зачем я ехала (как мне теперь кажется) – это новый круг общения. Я искала общества людей, которые пытаются быть хорошими христианами, живя и работая в больших городах. И, слава Тебе, Господи, я с ними познакомилась.

Аэропорт Пулково , куда прибывают российские и международные рейсы, расположен на незначительном удалении от города и имеет отличную транспортную доступность.
Ближайшая станция метро – Московская, которая связана с воздушной гаванью следующими маршрутами общественного транспорта:

  1. Автобус No 39, время в пути – в пределах 40 минут, график работы: с 5:30 до 1:30, разрыв в отправлении: 12-20 минут.
  2. Экспресс-маршрут No 39э, дорога занимает 20 минут, график работы: с 5:25 до 0:30, интервал выхода на линию: 25-30 минут.
  3. Маршрутное такси No К39, в пути также 20 минут, график работы: с 7:00 до 23:30, интервал отправления 5-7 минут.

Стоимость проезда на любом виде транспорта – 40 рублей.
Остановка автобусов и маршруток расположена рядом с зоной прилета.

Для тех, кто проживает в центральной части России, альтернативой может служить автобусное и железнодорожное сообщение.

Из Санкт-Петербурга в Сортаволу

Общественный транспорт, работающий по данному направлению – автобусы и поезда.

Автобусы отправляются с Северного автовокзала . Это может быть прямой маршрут до Сортаволы, а может быть и тот, что следует до Петрозаводска, а нужная станция является промежуточной.
Время в дороге в среднем 5 часов, стоимость проезда – 600 рублей.


Площадь у Финляндского вокзала Санкт-Петербурга

Что касается поездов, то здесь можно сесть на состав 350А, следующий от Финляндского вокзала в Костомукшу и через 5 часов уже сойти на нужной станции. Есть и более сложный и затратный по времени вариант – со сменой составов и пересадкой в Кузнечном.
Железнодорожная станция в Сортавале находится на ул. Петрова, 2.

Из Санкт-Петербурга в Приозерск

До Приозерска из Северной столицы путь немного короче. Электричка с Финляндского вокзала домчит путешественников за 3 часа, проезд при этом будет стоить около 400 рублей. Необходимый состав: 6547 до Кузнечного или непосредственно до Приозерска.

Альтернатива электрички – поезд, следующий в Костомукшу.

К месту отплытия можно добраться и на автобусах. До Приозерска регулярно отправляются рейсы с Северного автовокзала, а также от станции метро Парнас. Билет обойдется в 285 рублей, дорога займет примерно 2 часа 30 минут.

Стоит учесть, что от автобусной остановки, как и от железнодорожного и автовокзала до причала придется добираться. Он расположен в 6 км от центральной части городка и носит название «Валаам», об этом обязательно стоит сообщить таксисту, который доставит путешественника к озеру за 250 рублей.

Важно знать! Преимущество ехать через Сортаволу в большем количестве метеоров, следующих на Валаам, а в Приозерске необходимо четко попасть на время отправления Метеора – около 11:00, иначе предстоит заночевать в городке.

Сортавола также, как и Приозерск, подойдут и путешественникам на автомобиле, так как предлагают парковку возле пристани. Стоимость – 100 рублей.

До Валаама по воде

Добраться до острова не получится без путешествия водным транспортом. Вот только место отправления и программа путешествия способны превратить поездку в увлекательное приключение.

Попасть в Валаам можно из таких городов:

  1. – откуда следуют круизные теплоходы со стоянкой в Валаме;
  2. – теплоходы отправляются с Речного вокзала на Неве, которая непосредственно связана с Ладожским озером;
  3. Петрозаводск – суда из Онежского озера попадают в Ладожское по реке Свирь. Стоит отметить, что наиболее популярным и востребованным является путешествие по воде из Северной столицы.

Из Санкт-Петербурга

Отправится в увлекательное путешествие на теплоходе к Валааму можно либо от Речного вокзала столицы, либо с Морского пассажирского вокзала.
Путь занимает около 13 часов. Подобные путешествия нередко рассчитаны на несколько дней, поэтому предполагают питание на борту и острове, а также экскурсионное сопровождение.

Из Приозерска

Есть несколько вариантов отправиться в обитель:

  1. Метеор с пристани Валаамского монастыря, что в 6 км от центра, отправляется по расписанию. Это официально. На практике же оно не стабильно, чаще всего отправление происходит в 11:00 и опоздавших на борт дожидаться не будут. Время в пути – чуть более часа. Цена – 1700 рублей за персону, а с июня по субботам стоимость составит 1900 рублей
  2. Альтернатива Метеору – теплоход «ОМ». Он отправляется несколько раз в день. Цена билета – от 1450 рублей, а летними субботами — 1600 руб/чел. Здесь разительно отличается время в пути – около 4 часов.
  3. Грузовое судно «Святитель Николай» — официально оно не перевозит путешественников, работает для транспортировки монастырских или трудники, а также тех, кто зарезервировал место в гостинице на острове. Попасть на судно удастся только, если человек числится в специальном списке, или если паломник не успел на весь вышеуказанный транспорт. В этом случае посадка обойдется в два раза дороже. В пути придется провести 4 часа.

Альтернатива транспорту регулярному – договориться с капитаном одного из частных суден, стоящих здесь же. Как правило, не все из них приветливы и сразу соглашаются на уговоры, однако попробовать стоит, правда, это вряд ли будет дешевле, чем путь на метеоре.

Из Сортаволы

Причал находится на ул. Пристанской, 1.

Способы добраться на остров:

  1. Метеор – имеет, как правило, 2 регулярных рейса на 9 и 11 часов, иногда бывают 1-2 рейса после обеда. Суда могут делать и больше выходов, если набрано значительное количество групп, только вот попасть на них самостоятельному туристу будет довольно проблематично. Цена билета в один конец– от 1200 рублей (с июня 1300, если планируется поездка на субботу). При отсутствии билетов можно договориться с капитаном, однако стоить это будет в три раза дороже.
  2. Теплоходы – совершают больше рейсов, чем метеоры, и в этом их главное преимущество. Стоимость билета – от 900 рублей, время в пути от 1 до 2,5 часов.
  3. Частные судна – расписания не имеют, отправляются по мере набора группы 6-15 человек, цена зависит от умения договариваться.

На Валаам зимой

Холодное время – не популярное для посещения Валаама . Ведь из всех построек Спасо-Преображенского монастыря отапливается лишь одна – нижний храм, а значит только он доступен для посещения.

Другой аспект: зима – это время, когда монахи отдыхают в молитве, а значит остров принимает лишь небольшие группы паломников, а вот другим доступ к святыне будет ограничен.

Зимой до Валаама можно доехать на судне, оснащенной воздушной подушкой. По замершему озеру судно может разгоняться более чем на 100 км/час, а по снежному покрову ехать более медленно.

От Сортавалы до Валаама подобное судно идет 1 час. Вместимость подобного транспортного средства – 6-12 человек.

Сезон начинается с середины января.

Цена проезда – около 1500 рублей, расчеты предстоит вести с капитаном на пристани.

Что еще нужно знать самостоятельным путешественникам

  1. Валаам направлен на групповые экскурсии. Поэтому туристу-одиночке часто придется слышать, что нет билетов на метеор, нет места в гостинице или негде отобедать. Отправляясь на остров будьте готовы включить все свое красноречие, чтобы добиться желаемого.
  2. Постоянный рост цен. Будьте готовы, что не все цены, указанные в статье, окажутся такими же в момент Вашего путешествия. Популярное туристическое направление, коим является Валаам, способствует тому, что ежегодно цены возрастают на 10-15 процентов, плюс заметно увеличиваются в летний период – лучшее время для отдыха на Валааме.
  3. Даже если турист путешествует самостоятельно, рекомендуется заказать услугу экскурсовода. За 600-900 рублей получится не просто узнать гораздо больше о святыне, ну и понять определенные правила, царящие на острове.

При самостоятельном путешествии лучше всего запастись картой острова еще на причале, ведь иначе есть риск упустить множество скрытых достопримечательностей из виду. Для желающих задержать на острове дольше, чем один день работают монастырские гостиницы. На острове также сувенирные монастырские лавки. Отправляясь в самостоятельное путешествие на Валаам в 2019 году , следует помнить о необходимости соблюдения дресс-кода и других правил, применяемых на острове.

Валаам с воздуха — в видео: